Общественный контроль и мониторинг в сфере образования
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обучение
1.1. Организации, осуществляющие обучение >>>
1.2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность >>>
2. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям и организациям, а также их уставам >>>
Образовательные отношения
3.1. Основания возникновения образовательных отношений >>>
3.2. Договор об образовании: стороны, существенные условия, порядок заключения >>>
3.3. Договоры о целевом приеме и целевом обучении: стороны, существенные условия, порядок заключения >>>
3.4. Основания и порядок прекращения договора об образовании >>>
4. Лицензирование образовательной деятельности >>>
4.1. Лицензируемый вид деятельности >>>
4.2. Соискатель лицензии >>>
4.3. Лицензирующий орган >>>
4.4. Лицензионные требования и условия >>>
4.5. Приложение к лицензии >>>
4.6. Заявление и документы, представляемые для получения лицензии >>>
4.7. Последствия представления заявления и документов, не соответствующих установленным требованиям >>>
4.8. Основания для отказа в принятии документов к рассмотрению по существу >>>
4.9. Срок на принятие решения о выдаче (переоформлении) лицензии >>>
4.10. Основания для переоформления лицензии >>>
4.11. Временная лицензия >>>
4.12. Особый порядок лицензирования отдельных видов образовательных учреждений >>>
4.13. Переходные положения, касающиеся лицензирования образовательной деятельности >>>
5. Государственная аккредитация образовательной деятельности >>>
5.1. Лица, которые могут получить государственную аккредитацию >>>
5.2. Образовательные программы, по которым проводится государственная аккредитация >>>
5.3. Цели государственной аккредитации >>>
5.4. Аккредитационный орган >>>
5.5. Проведение аккредитационной экспертизы >>>
5.6. Лица, участвующие в проведении аккредитационной экспертизы >>>
5.7. Принятие решения о государственной аккредитации >>>
5.8. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации >>>
5.9. Основания для переоформления свидетельства о государственной аккредитации >>>
5.10. Случаи, в которых выдается временное свидетельство о государственной аккредитации >>>
5.11. Основания для лишения государственной аккредитации >>>
5.12. Особенности проведения государственной аккредитации в отношении отдельных организаций >>>
5.13. Переходные положения, касающиеся государственной аккредитации образовательной деятельности >>>
Общественный контроль и мониторинг в сфере образования
6.1. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов в области образования и их проектов >>>
6.2. Независимая оценка качества образования >>>
6.3. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность >>>
6.4. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ >>>
6.5. Мониторинг в системе образования >>>
7. Образовательные технологии: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии >>>
8. Сетевая форма реализации образовательных программ >>>
9. Образовательное кредитование >>>
10. Ответственность за некачественное образование >>>
11. Правовой статус педагогического работника >>>
11.1. Академические права и свободы педагогического работника >>>
11.2. Трудовые права и гарантии педагогического работника >>>
11.3. Обязанности педагогического работника >>>
11.4. Аттестация педагогического работника >>>
В конце 2012 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Он был официально опубликован 30 декабря на интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). Однако с этого момента в силу вступили лишь отдельные положения, большинство же положений начнет действовать с 1 сентября 2013 г.
Данный документ подготовлен Минобрнауки России в целях систематизации и совершенствования законодательства в области образования. С 1 сентября 2013 г. он заменит целый ряд действующих нормативных правовых актов, например Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1), Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Закон N 273-ФЗ представляет собой комплексный документ, в который вошли и общие положения, и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем образовании).
Рассматриваемый Закон сохранил существующие базовые принципы и нормы (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.). В тексте Закона N 273-ФЗ нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.
Однако Закон N 273-ФЗ предусматривает и ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях. В настоящем Обзоре будут рассмотрены некоторые из них.
Под образовательными организациями в Обзоре будут пониматься следующие субъекты:
- образовательные организации и индивидуальные предприниматели (для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности);
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обучение (которые наряду с основным видом деятельности осуществляют образовательную деятельность в качестве дополнительной).