Государственный, общественный контроль и самоконтроль в сфере ВПО.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесен государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью:

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, Перечень которых утверждается Правительством РФ[66];

- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

При этом отдельные полномочия Российской Федерации в сфере образования могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. К таким полномочиям, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об образовании», могут быть отнесены полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением тех организаций, которые были указаны выше как организации, контроль за деятельностью которых отнесен законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования является одним из направлений, по которым осуществляется управление системой образования в Российской Федерации (ст. 89), и в соответствии со ст. 93 включает в себя:

во-первых, федеральный государственный контроль качества образования;

во-вторых, федеральный государственный надзор в сфере образования.

Федеральный государственный контроль качества образования - деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия мер, предусмотренных законодательством.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования[67]

Рособрнадзор подготовил Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования[68]

Федеральный государственный надзор в сфере образования - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 367.

Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Под федеральным государственным контролем (надзором) следует понимать деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются федеральным органом по контролю и надзору - Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные на региональный уровень полномочия Российской Федерации в области образования (министерства, департаменты образования субъектов Российской Федерации; специализированные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по контролю и надзору в области образования - государственные инспекции по надзору и контролю в сфере образования, службы по контролю и надзору в сфере образования и т.п.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также может стать выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также может стать выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается на законодательном уровне. Также на законодательном уровне определяются полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности, которые могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в определенной сфере деятельности не установлен законодателем, то такой порядок устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ.

Применимым правом для регулирования отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[69]. При применении упомянутого Закона в этом случае должны обязательно учитываться нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". При этом в случае возникновения возможных коллизий приоритет будет отдаваться положениям комментируемого Закона. Таким образом, Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" будет выступать в качестве lex generalis, а Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - в качестве lex specialis.

Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.

Вместе с тем в самом Законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" содержится положение (п. 27 ч. 4 ст. 1), в соответствии с которым особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Законодатель также допускает, что особые правила государственного контроля (надзора) могут быть установлены международными договорами Российской Федерации, а также Федеральными законами "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", "О свободном порте Владивосток".

В Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены (ст. 3) основные принципы защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора):

- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

- презумпция добросовестности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

- открытость и доступность для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц;

- недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица (одного индивидуального предпринимателя) несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;

- недопустимость требования о получении юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);

- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) платы за проведение мероприятий по контролю;

- финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в том числе мероприятий по контролю;

- разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Основными формами проведения государственного контроля (надзора) являются проверки, представляющие собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров, выполняемых работ, предоставляемых услуг обязательным требованиям (п. 6 ст. 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Проводимые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, (индивидуальным предпринимателем) в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Законодатель устанавливает, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено законодательством. Нормы, предусматривающие иную частотность плановых проверок, содержатся, например, в ч. 9 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с этими положениями, в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом законодатель особо указывает, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Плановые и внеплановые проверки, в свою очередь, проводятся в форме документарной проверки и выездной проверки.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа (Рособрнадзора, органа, осуществляющего переданные полномочия) путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Понятие документарной проверки раскрывается в ст. 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ней, в частности, определено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица (индивидуального предпринимателя), устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

В Законе устанавливается также, что в ходе документарной проверки орган государственного контроля (надзора) может направить в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя) мотивированный запрос с требованием представить иные (дополнительные) документы в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований.

Если же в ходе документарной проверки выявлены ошибки и противоречия в представленных документах либо установлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа государственного контроля (надзора), или полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать у юридического лица (индивидуального предпринимателя) сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора).

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

Выездной проверке посвящена статья 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ней определено, что предметом выездной проверки являются:

- сведения, содержащиеся в документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);

- соответствие их работников;

- состояние используемых указанными лицами территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств;

- производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары, а также выполняемая работа и предоставляемые услуги;

- принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

во-первых, удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);

во-вторых, оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица (индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель) обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки. Кроме того, они обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) при осуществлении деятельности здания, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и т.п.

Срок проведения документарных и выездных проверок по общему правилу не может превышать двадцать рабочих дней (ст. 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

В исключительных случаях (например, в случае необходимости проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований) на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения такой проверки может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Порядок организации проверки установлен в ст. 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Законодатель, в частности, отмечает, что проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составляется акт по установленной форме (ст. 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю (уполномоченному представителю) юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия таковых лиц, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

При этом, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

В том случае, когда лица, проверка которых проводилась, не согласны с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, они могут воспользоваться правом в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (ст. 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Как уже отмечалось, общее правовое регулирование государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляется Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при этом в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" могут устанавливаться особые правила и процедуры государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В статье 93 комментируемого Закона все установленные особенности процедуры государственного контроля (надзора) можно свести к следующим моментам:

1. Дополнительные основания для проведения внеплановых проверок. В соответствии с ч. 5 ст. 93 Федерального закона об образовании основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:

- выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

- выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования.

2. Выдача предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев (ч. 6).

3. Санкции за неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании. В случае неисполнения такого предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном в главе 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Одновременно он выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. При этом срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца (ч. 7).

Законодатель приравнивает к неисполнению выданного предписания случаи, когда отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен.

4. Санкции за неисполнение повторного предписания. Орган или организация, получившие повторное предписание, должны уведомить орган по контролю и надзору в сфере образования об устранении всех случаев нарушения требований законодательства об образовании до истечения срока исполнения выданного повторного предписания.

В течение 30 дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В том случае, если все замечания устранены, то орган по контролю и надзору в сфере образования принимает решение о возобновления приема в организацию, осуществляющую деятельность.

Фактом, подтверждающим устранение всех ранее сформулированных замечаний, является подписание акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. На следующий день после подписания акта проверки возобновляется прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется также со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об администр<

Наши рекомендации