Методы научно-педагогич. исслед-я. Использ-е педагогической диагностики в работе учителя.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на полу­чение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принци­пах и технологиях.

Виды педагогических исследований:

· Фундаментальное – раскрывает закономерности процесса воспитания и обучения, направлен­ные на углубление научных знаний.

· Прикладное – решает отдельные теоретические и практические задачи, связанные с содержа­нием образования, разрабатывает технологии.

· Разработки – создание программ, учебников, пособий по воспитанию и обучению.

Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической и практиче­ской деятельности. Исследовательская работа:

1. Методологическая часть: определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, формули­ровка целей, задач, гипотезы.

2. Процедурная часть: составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способа их анализа.

I этап:

1. Проблема исследования – вопрос, требующий разрешения или исследования.

2. Актуальность – необходимость и своевременность изучения этой проблемы.

3. Тема – отражает часть проблемы исследования, это лаконичная ее формулировка.

4. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в результате.

5. Объект – педагогические системы, явления, процессы.

6. Предмет – совокупность элементов в конкретной области педагогического объекта.

7. Задача – предполагаемый локализованный результат исследования.

II этап:

1. Выбор методов

2. Определение гипотезы – научно обоснованного предположения, нуждающегося в проверке.

Принципы выбора методов:

- Принцип совокупности методов;

- Принцип адекватности методов существу явления;

- Принцип запрете методов, противоречащих нравственным нормам.

При проведении научного исследования необходимо:

- Исходить из объективности педагогических явлений;

- Обеспечить целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

- Изучать явление в его развитии;

- Изучать явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями.

Методология использует ряд методов.

Метод– совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительно­сти.

1. Теоретические методы необходимы для опред-я проблемы, формулир-я гипотез и оценки фактов.

- Сравнительно-исторический анализ – изучение истории вопроса

- Метод моделирования – схемы, описания, построение идеализированных объектов

- Причинно-следственный анализ – объяснение причинно-следственных связей.

2. Эмпирические методы – способы исследования реально складывающегося опыта организации воспита­тельного процесса и его результатов.

- Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого ис­следователь получает фактические материалы

- Беседа – применяется для разъяснения того, что недостаточно ясно при наблюдении.

- Интервьюирование – разновидность беседы (вопросы заранее намечены)

- Анкетирование – метод массового сбора информации при помощи анкеты.

- Тесты – краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психич., умств., нравств. развития учащихся.

- Изучение работ учащихся

- Изучение школьной документации

- Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование пед. явления и условий его протекания;

- активное взаимодействие исследователя на педагогическое явление;

- измерение отклика, рез-тов пед. воздействия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

3. Математические методы – обработка полученных данных.

- Регистрация –

- Ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

- Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон пед. яв­лений.

Наши рекомендации