Методы научно-педагогич. исслед-я. Использ-е педагогической диагностики в работе учителя.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Виды педагогических исследований:
· Фундаментальное – раскрывает закономерности процесса воспитания и обучения, направленные на углубление научных знаний.
· Прикладное – решает отдельные теоретические и практические задачи, связанные с содержанием образования, разрабатывает технологии.
· Разработки – создание программ, учебников, пособий по воспитанию и обучению.
Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Исследовательская работа:
1. Методологическая часть: определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, формулировка целей, задач, гипотезы.
2. Процедурная часть: составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способа их анализа.
I этап:
1. Проблема исследования – вопрос, требующий разрешения или исследования.
2. Актуальность – необходимость и своевременность изучения этой проблемы.
3. Тема – отражает часть проблемы исследования, это лаконичная ее формулировка.
4. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в результате.
5. Объект – педагогические системы, явления, процессы.
6. Предмет – совокупность элементов в конкретной области педагогического объекта.
7. Задача – предполагаемый локализованный результат исследования.
II этап:
1. Выбор методов
2. Определение гипотезы – научно обоснованного предположения, нуждающегося в проверке.
Принципы выбора методов:
- Принцип совокупности методов;
- Принцип адекватности методов существу явления;
- Принцип запрете методов, противоречащих нравственным нормам.
При проведении научного исследования необходимо:
- Исходить из объективности педагогических явлений;
- Обеспечить целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
- Изучать явление в его развитии;
- Изучать явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
Методология использует ряд методов.
Метод– совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
1. Теоретические методы необходимы для опред-я проблемы, формулир-я гипотез и оценки фактов.
- Сравнительно-исторический анализ – изучение истории вопроса
- Метод моделирования – схемы, описания, построение идеализированных объектов
- Причинно-следственный анализ – объяснение причинно-следственных связей.
2. Эмпирические методы – способы исследования реально складывающегося опыта организации воспитательного процесса и его результатов.
- Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактические материалы
- Беседа – применяется для разъяснения того, что недостаточно ясно при наблюдении.
- Интервьюирование – разновидность беседы (вопросы заранее намечены)
- Анкетирование – метод массового сбора информации при помощи анкеты.
- Тесты – краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психич., умств., нравств. развития учащихся.
- Изучение работ учащихся
- Изучение школьной документации
- Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:
- опытное моделирование пед. явления и условий его протекания;
- активное взаимодействие исследователя на педагогическое явление;
- измерение отклика, рез-тов пед. воздействия и взаимодействия;
- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
3. Математические методы – обработка полученных данных.
- Регистрация –
- Ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.
- Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон пед. явлений.