Желательно поделиться с кем-либо, заслуживающим доверия и уважения, тем, что произошло. Потребность рассказать, обсудить, получить совет — естественное желание человека
Особенно негативное воздействие на человека оказывают стрессовые ситуации, вызывающие необходимость принятия решения как действовать дальше, т. е. затрагивающие будущее. При этом пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения, эмоциональная напряженность будет сохраняться и, следовательно, будет действовать ее психотравмирующее влияние. В подобных случаях необходимо быстро оценишь ситуацию и определить стратегию поведения.
В стрессовых ситуациях может оказать помощь применение методов самопрощения, активного забывания, переключение чувств на положительные эмоции, реализация их в творчестве, занятие любимым делом. Эмоциональную реакцию нельзя отменить по приказу, но всегда можно создать конкурентное переживание с положительным знаком. Вслед за стрессорными нагрузками всегда должен следовать период расслабления, общения с природой, произведениями искусства, литературы, музыкой, религией, физический труд.
Весьма полезно учителю овладеть техникой аутогенной тренировки (аутогенный — самородный, самостоятельно происходящий), которая является высоко эффектным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.
Профилактика заболеваний учителя
Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата
Для выполнения своих профессиональных обязанностей учителю необходимо, чтобы его слышали и воспринимали наилучшим образом. Преподавателю необходимо обладать хорошим передаточным прибором, своеобразным орудием труда — выносливым, сильным, выразительным и благозвучным голосом. Нельзя переоценить роль голоса в профессиональной деятельности учителя. От хорошо поставленного голоса, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувству слушателей.
К профессиональному голосу педагога предъявляются следующие требования:
Голос должен обладать достаточной выносливостью, учителю необходимо уметь без ущерба для голосового аппарата справляться с ежедневной интенсивной голосовой нагрузкой в течение нескольких часов на протяжении нескольких десятилетий;
2) голос педагога должен быть достаточно сильным, звучным, должен быть «полетным», чтобы был слышен на последних партах;
Голос должен быть широким по диапазону, педагог должен уметь повышать и понижать тон и силу голоса и тем самым достигать эмоциональной выразительности речи;
Речь и голос должны быть благозвучными, мелодичными, с приятным тембром;
Речь должна быть разборчивой и ясной.
Основным звеном голосо-речевого аппарата являются верхние дыхательные пути (нос и околоносовые пазухи, глотка и гортань). От их состояния и функционирования во многом зависят качества голоса. Верхние дыхательные пути — такая область организма человека, которая постоянно испытывает контакт с внешней средой. Этот контакт обусловлен вдыхаемым воздухом. Для того чтобы противостоять возможному неблагоприятному воздействию вдыхаемого воздуха и различных примесей, содержащихся в нем, со стороны верхних дыхательных путей выработаны достаточно надежные защитные механизмы и реакции, предохраняющие от возникновения заболеваний.
Защитой от мельчайших взвешенных в воздухе механических частиц (пыли) служат волоски в преддверии носа, носовые раковины, создающие турбулентное завихрение воздуха при прохождении воздушной струи через нос, слизь на поверхности слизистой оболочки, склеивающая механические частицы, и работа мерцательного эпителия, который удаляет частицы вместе со слизью. Если этих механизмов защиты становится недостаточно, то подключается еще одна защитная реакция — резкий форсированный выдох в виде рефлекса чихания для очистки полости носа или кашля, если частицы в области глотки, гортани, трахеи и бронхов.
Помимо механического очищения воздуха верхние дыхательные пути предохраняют бронхолегочную систему от холодового и высушивающего действия вдыхаемого воздуха путем его согревания и увлажнения. Основная роль в осуществлении этой калориферной функции принадлежит слизистой оболочке полости носа и частично полости рта и глотки.
При систематическом воздействии на слизистую оболочку раздражающих факторов может произойти угнетение защитных механизмов, нарушение кровоснабжения в слизистой оболочке, что в конечном итоге приведет к развитию патологического процесса.
Повышенная голосовая нагрузка у лиц голосо-речевых профессий является фактором риска и предрасполагает к развитию патологии со стороны верхних дыхательных путей и голоса. Основным фактором является преимущественно ротовое дыхание во время речи, когда выключаются защитные механизмы, обеспечиваемые слизистой оболочкой полости носа. Недостаточно согретый, не полностью очищенный и увлажненный воздух контактирует со слизистой оболочкой полости рта, глотки, гортани и трахеи, что и приводит к ряду неблагоприятных эффектов. Изменяются физико-химические свойства слизи, которая покрывает эти органы изнутри. Она становится более густой, вязкой. Ее количество либо уменьшается, либо увеличивается. Происходит ухудшение питания слизистой оболочки в результате сужения или расширения кровеносных сосудов. Появляется пересыхание в горле, першение, ощущение «комка», нарушение голоса. У преподавателей, которым во время урока приходится еще и много писать мелом, все эти явления значительно усиливаются от вдыхания меловой пыли.
Повышенная голосовая нагрузка предполагает значительное напряжение нервно-мышечного аппарата гортани и глотки. При несоблюдении простейших гигиенических и профилактических мер, подобные факторы риска приводят к нарушению тонуса мышц и кровоснабжения слизистой оболочки верхних дыхательных путей, а в дальнейшем — к развитию профессиональной патологии органов дыхания и голоса.
Таким образом, непосредственной причиной (фактором риска) профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей у преподавателей является длительная, чрезмерная голосовая нагрузка, ведущая к перегрузке голосовых мышц, переутомлению нервно-мышечного аппарата гортани, перенапряжению и ухудшению функционирования слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
Усугубляющими факторами являются: внешние физические условия голосовой деятельности (температура, влажность, запыленность воздуха, акустические параметры помещения), неправильная организация труда, грубые погрешности в технике голосообразования и голосоведения, несоблюдение гигиены голоса и верхних дыхательных путей, острые простудные и гриппоподобные заболевания.