Принцип учета «зоны ближайшего
(по Л. С.
Процесс развития то„
функции при коррекц^^ иЛи иной психической
должен осуществляться* Дислексии и дисграфии
жайшего уровня разь^^епенНО, с учетом бли-
того уровня, на которо^ Ия этой функции, т.е.
можно с незначительвоййь1г1олнеяие задания воз-
дагога. помощью со стороны пе-
Принцип максима,^
на полимодальные -?10** опоРы
на возможно боль^ ФФерентации,
Функциональных с^66 количество
на различные ана^^Те1у1,
(на начальных этаця Заторы
^х Работы)
В основе этого приц1т
о речи, о речевой деяте^ 11Па лежит представление циональной системе, Ьн°сТи как сложной функ-структуре психические ТаКже Учение сложной высших психических лх Функций Формирование ставляет собой слож^УнкЦий в онтогенезе пред-
1:^ Процесс организации
, ^кциональных систем. На ранних этапах онто-
ген;еза функция осуществляется с участием различ-т2с анализаторов, на основе полимодальных аф-
ферентаций. Так, процесс дифференциации звуков „ячале осуществляется с участием зрительной,
ве, ел |
ки11естетической, слуховой афферентации. Позднее дущую роль при дифференциации приобретает у5совая дифференциация. В связи с этим при не-^дзвитии дифференциации фонем первоначаль-осуществляется опора на зрительное восприя-е артикуляции, кинестетическое различение при
произношении звуков, на слуховые образы диффе-
ре1?дируемых звуков.
Принцип опоры на сохранное звено ларушенной психической функции
]>Даксимальяое использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцирован-„^ с опорой на сохранное звено нарушенной пси-хи-с1вской функции. Так, при акустической дисгра-фи1* формирование слуховой дифференциации зву-ко& необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других слу-я дх, когда нарушенной является кинестетическая
фференциация звуков, формирование дифферен-цИа.ции фонем осуществляется с опорой на слухо-въхе, зрительные афферентации.
Х1ри акустической дисграфии основное внимание уделяется развитию слуховой дифференциации фонетически близких звуков речи.
53 процессе устранения артикуляторно-акусти-чес^ой дисграфии основной задачей логопедиче-
ой работы выступает автоматизация правильно-
го произношения и кинестетическая дифференци-
ацц:я звуков речи. л
Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности
Процесс чтения и письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определенные звенья, операции. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированное™ отдельных операций.
В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса чтения и письма.
Принцип учета симптоматики
И степени выраженности нарушений
Чтения и письма
При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и письма может быть различной. Так, при тяжелой степени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отмечается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм
фонематического анализа. В связи с этим и направления логопедической работы будут дифференцироваться с учетом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования навыков чтения и письма.
Принцип комплексности
Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связаны с нарушениями устной речи. В связи с этим логопедическое воздействие при коррекции этих расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).
Принцип системности
Коррекция каждого вида дислексии и дисграфии осуществляется на основе использования системы методов. Использование определенных методик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.
С другой стороны, принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы.