Принцип учета зоны ближайшего и актуального развития.

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором - возможность выполнять с помощью учителя ( или родителей ) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

У детей с одинаковыми актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем самостоятельно решает все похожие задачи. Другому трудно выполнять задания даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный уровень, т.е. его возможности сегодня, но и день завтрашний - зону ближайшего развития.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6

1. Вклад Л С Выготского в становлении и развитии дефектологической науки.

Л.С. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве, на базе которой в 1929г. появился Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ).
Л.С. Выготский ставил много экспериментов и пришёл к выводу, что социальные условия играют важнейшую роль в формировании ребенка.

Л.С.Выготский выдвинул идею о первичной и вторичной природе дефекта. Первичные– обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. Эти вторичные дефекты– продукт того особого положения.

Значительным вкладом Выготского в дефектологию была разработка теории компенсации (компенсация неразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций).

Л.С. Выготский утверждал, что воспитание ребенка с дефектом носит в своей основе социальный характер. Неправильное или поздно начатое воспитание аномального ребенка приводит к тому, что усугубляются отклонения в развитии его личности, появляются нарушения поведения.

Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности.
Чтобы достичь успехов в развитии аномальных детей, нужен интегрированный подход, сочетающий обучение и воспитание.

Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.

1) Философия – основной фундамент науки, ее методологическая основа;

2) Общая педагогика – цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания, всестороннее развитие личности;

3) Общая психология – возникновение недостатков, причины отклонения;

4) Социальная педагогика – влияние общества, воспитание, среды и наследственности.

5) Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, их включения в социальные группы;

6) Социология – изучает формирование общества в целом, формирование социальных отношений;

7) Область медицинских наук:

a. Педиатрия – изучает здоровье ребенка и процесс его развития, методы профилактики и лечения заболеваний;

b. Психиатрия – изучает психические болезни, найти правильное направление в работе с детьми;

c. Психопатология – изучает закономерности, причины, реабилитация нарушенных психических функций;

d. Психотерапия – комплекс психических воздействий на больного.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7

1. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

логопедия — с получением квалификации логопеда;

специальная дошкольная педагогика ~ педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами: педагогическая направленность, эмпатия, педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, культура профессионального обучения, педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, мастерство педагога, физическая выносливость;
сопротивляемость инфекционным заболеваниям;))))

отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;

психическое здоровье, доброта, ответственность, терпение;

способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;

уважение и любовь к своим воспитанникам;

профессиональная честность и порядочность.

2. Современная система специальных образовательных услуг.

Медико-социально-педагогический патронажПод патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Программы ранней помощи. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:с нарушением слуха (глухих, слабослышащих) и т.д.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития: I вида (школа-интернат для глухих детей); II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); III вида (школа-интернат для незрячих детей); IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития); VIIIвида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

1. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.

Первый период в России (от агрессии к осознанию необходимости призрения инвалидов) начинается в 10 веке, а заканчивается только в начале 18 века. В 11 веке в Второй период в России начался на 5 веков позже, чем в Европе, а закончился почти одновременно с ним. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения детей с сенсорными нарушениями. Первое специальное учебно - воспитательное учреждение (училище для глухонемых) в России было открыто в 1806 году в г. Павловске по указу императрицы Марии Федоровны. Первая школа для слепых учреждена по приказу Александра 1 в 1807 году.

Третий период (от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование). В России развиваются 3 основных направления в работе с детьми: христианско-благотворительное (организация - приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад).

К началу 20 века в России возникает большое число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: слепых, глухих и умственно отсталых. На этом этапе работали педагоги-дефектологи Pay, Блонский, Выготский, Граборов и другие. Четвертый период (от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем). Только к 1950 году количество школ достигло довоенного уровня. Развивается классификация детей с отклонениями. Число видов школ в нашей стране увеличивается до 8. Отечественная научная школа разрабатывает торию и методологические основы. Боскис, Граборов, Выготский, Левина, Нейман, Траугготт и другие. Увеличивается количество школ для детей с умственной отсталостью. В начале 80-х годов в массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР. К концу 80-х открываются первые классы для глубоко умственно отсталых. Начинает развиваться сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением в развитии.

Пятый период (от равных прав к равным возможностям, интеграция) - 90-е годы. С 1991 года по настоящее время действуют разные тенденции и подходы.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж.

Медико-социально-педагогический патронажПод патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Осуществляется медико-социальными учреждениями и службами.
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. Программы ранней помощи. В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9

1. Понятие профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность. Коррекционно-педагогическая деятельность. Основное содержание, структура, целевые установки.

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Коррекционно-педагогический процесс как единый образовательный процесс, в который входят обучение, воспитание и развитие. При характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь идет о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формиро­вании определенных личностных качеств.

2. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Лицо с ограниченными возможностями жизнедеятельности - лицо, полностью или частично утратившее способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.
К началу 70-х годов была выстроена дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при яслях-садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах-интернатах.
Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования: с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией); с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В специализированных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников). В штат специальных дошкольных учреждений были введены специалисты-дефектологи, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительные медицинские работники. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
На сегодняшний день дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10

1. Основные образовательные потребности и содержание специального образования лиц с ОВЗ.

Особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющею преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей
Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:

наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развиваюших);
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

адекватную среду жизнедеятельности;

проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательною процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Содержание специального образования — педагогически адаптированная система умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребности. Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.
Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья —нормативный документ, определяющий и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактикой и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями.

2. Школьная система специального образования для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития: I вида (школа-интернат для глухих детей); II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); III вида (школа-интернат для незрячих детей); IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития); VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей. В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11

1. Принципы специального образования.

Принципы специального образования — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно- образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.

Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой):

✓ принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею JI.C. Выготского о "зоне ближайшего развития";

✓ принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;

✓ принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагоги- ческих технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

✓ принцип социально-адаптирующей направленности образования — подчиненность специального воспитания социальному развитию;

✓ принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

✓ принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

✓ принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

✓ принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.

2. Отбор учащихся и комплектование специальных коррекционных учреждений.

Важно своевременно выявить не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. Вследствие этого роль психолого-педагогической диагностики в настоящее время очень велика.
Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психолого-педагогического изучения ребенка.

1. Дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель: определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка.

2. Фенологический этап диагностики.Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, работоспособности личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним.

Ведущую роль в диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.

Функцией ПМПК является не отбор детей в специальные (коррекционные) учреждения, а определение для каждого ребенка с отклонением в развитии соответствующих образовательных условий, а также определение характера сопутствующей медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Отбор детей с нарушениями в развитии в специальные группы детских садов и классы школ осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:

· Принцип отграничений детей с различными нарушениями (определение первичного и вторичного нарушения).

· Возрастной принцип.

· Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести дефектами.

В последние годы появились смешанные группы, в которых нормально развивающиеся дети и дошкольники с теми или иными отклонениями в развитии воспитываются вместе.

В данной группе предусматривается работа учителя – дефектолога, логопеда, психолога и др. специалистов, в зависимости от тех нарушений в развитии, которые есть у детей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12

1. Принцип педагогического оптимизма.

Авторство этого принципа принадлежит А.С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех воспитательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к каждому воспитаннику, как говорил А.С. Макаренко, с «оптимистической гипотезой», то есть доверие ему несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение.
Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, «перевоспитывать», а искать достоинства, давать ребенка пережить радость, пусть маленького, но успеха, удовлетворение собой, гордости.
В-третьих, смысл этого принципа указывает на необходимость создавать в процессе воспитания особый (как его называл А.С. Макаренко «мажорный») оптимистический климат: настроение радости, подъема, жизнелюбия и вместе с тем веселого добродушия, юмора и увлеченности.

2. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.

Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Педагоги специальных образовательных учреждений на основе использования различных форм и методов должны подготовить детей к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.

Человек с ограниченной трудоспособностью (в зависимости от характера и степени тяжести нарушения) может получить профессиональное образование — начальное, среднее, высшее.
Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников.
Обучение студентов-инвалидов организовано в ряде специальных высших учебных заведений: Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета;
Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России;
Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области).

Также студенты с ограниченными возможностями включаются в общий образовательный поток вуза (отдельные группы или факультеты):

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Москва); МЛГУ (Москва); РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13

1. Принцип ранней педагогической помощи.

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека. Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.

2. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу разграничения этих форм положен организационно-правовой принцип, под которым подразумевается соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда.
Трудовая занятость – необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связано с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением.

Трудовая терапия – это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление. Трудовая терапия выступает как лечебный фактор: способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций, нормализации общих физиологических параметров организма, улучшению психологического состояния. Обучение в интернате производится по следующим специальностям: дворник, грузчик, садовод, санитарка-уборщица, подсобный рабочий и другие.
Трудовое устройство – система организационно-правовых мер, содействующих восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивающих использование их на работе. Трудоустройство инвалидов осуществляется по двум направлениям: трудоустройство на штатных должностях в самом интернате и на внешних объектах. Технологии трудовой реабилитации умственно отсталых лиц положены в основу комплексной программы занятий с проживающими в интернате, целью которых является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению. При проведении данных мероприятий обязательно учитываются показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого проживающего, комплексность, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности специального образования.

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития (т. е. природосообразно). Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психо-физическго развития (например, коррекция недостатков речи, произвольных движений, пространственной ориентации и пр.), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма. Поэтому процесс образования человека с особыми образовательными потребностями строится с опорой на сохранные функции. Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.

2. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.

Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения — коммуникации.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время — рекреацию.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15

1. Принцип социально адаптирующей направленности специального образования.

Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни. Социально-адаптирующая направленность специального образования обеспечивается содержанием его стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса, которые предусматривают долговременную и сложную систему коррекционно-педагогической и психологической работы по освоению воспитанником необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и жизнедеятельности, а также выработку соответствующих навыков и привычек в максимально доступной для данного человека мере, начиная от элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков и заканчивая сложными социальными навыками, нравственно-этическими, философскими, социокультурными и иными взглядами и убеждениями.

2. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности.
Например, педагогическаясистема специального образованияБ. Д. Корсунской.Она создала систему формирования словесной речи у глухих дошкольников.
Благодаря использованию дактилологии, дети рано становились читателями и перед ними открывалась роль слова, печатного слова, книги.

Педагогическая система Э. И. Леонгард«Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха»: 1) Раннее начало занятий – залог успеха. 2) Занятия должны естественным образом вплетаться в жизнь. Упраженение должно быть игровой или бытовой ситуацией. 3) Ребенок должен постоянно носить слуховой аппарат. 4) Необходимо приучать малыша к самостоятельности, ослабить его зависимость от других. 5) Детей необходимо отдавать в массовые детские сады. 6) Ребенок имеет право ошибаться. 7) Свобода перемещения детей.
В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

• на основе билингвистического подхода;

• на основе словесной речи.

Билингвистический подходоснован на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода. В России билингвистическая школа создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система

Наши рекомендации