IV. Артикуляционная система
Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ. Работая над голосом, нужно помнить два основных правила: а) неясное мышление – существенное препятствие к чистоте артикуляции; б) подавление эмоций – не менее существенное препятствие к свободе голоса.
* * *
В заключение необходимо подчеркнуть две психофизиологические особенности метода Кристин Линклэйтер, обусловливающие его высокую эффективность. Во-первых, она придает большое значение развитию резонансных вибрационных ощущений : «касание звука» (т. е. ощущение), «резонаторная лестница», «вибрации процветают, когда мы к ним внимательны» и др. А во-вторых, резонанс и дыхание она рассматривает не как отдельные независимые друг от друга явления, а как единыйпсихофизиологический процесс (см. эпиграф к разд. 4 ), ибо весь дыхательный тракт – это система резонаторов, и любые дыхательные движения в процессе речи так или иначе влияют на резонансные свойства голосового аппарата. Ее ярая и точная эмоционально-метафорическая терминология наилучшим образом способствует успешности ее метода.
Ознакомление с методом Кристин Линклэйтер безусловно полезно не только педагогам по сценической речи, но и вокалистам (В. М. ).
В. П. Камышникоеа. Резонирующее пространство[101]
Голос человека неповторим и уникален по своим характеристикам и проявлениям. С помощью голоса мы передаем нюансы наших чувств и мыслей. Интонационные особенности, тембральная окраска являются проявлением индивидуальности человека. Одно из интереснейших проявлений голоса – резонирование. Резонаторные возможности голоса делают его более звучным, полётным, тембрально окрашенным, выносливым. Безусловно, это очень важно для голоса драматического артиста. Сила голоса, диапазон, интонационное богатство позволяют актёру выразить внутренние нюансы психологической жизни персонажа.
В любой сфере резонанс означает отзвук, отклик, отголосок. В переводе с латинского «резонатор» – означает откликаться, давать отзвук. По словарю иностранных слов, «резонанс» – колебательная система с резко выраженными резонаторными свойствами (Словарь иностранных слов…, 2000). В физике – это явление сильного возрастания колебаний при определённых условиях. В. Морозов обращает наше внимание на устройство музыкальных инструментов. Флейты, дудки, трубы, саксофоны имеют резонаторы трубчатой или воронкообразной формы. «Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент – резонатором» (Морозов, 2002, с. 47 ).
Всем знакомое понятие «купола», используемое при работе над голосом, пришло в искусство пения из архитектуры. Древние постройки многих храмов, соборов, театров, концертных залов отличаются прекрасной акустикой. Ещё древние греки усиливали реверберацию звука за счёт пустых амфор, а в театре маски актёра помогали организации рупора и направленности звука. «Хорошим акустическим свойствам храмов – формированию резонанса и реверберации сильно способствует их куполообразная форма. Купол обладает удивительным свойством собирать звуковые волны, концентрировать их и снова отражать вниз» (Морозов, 2002, с. 337 ). Голосники – горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве, – значительно усиливали эффект реверберации.
Понятие голосового резонирования знакомо всем, кто занимается речевым или вокальным голосом. Педагог Э. Чарели называет резонированием ощущение концентрации звуковых волн (Козлянинова, Чарели, 1992). Вся литература, которая касается проблем голоса, содержит сведения о резонаторах: это работы вокалистов, педагогов по сценической речи, врачей, фониатров. Сведения об устройстве голосо-речевого аппарата, механизме его работы, упражнения для развития резонаторов можно найти в учебнике «Сценическая речь» Российской академии театрального искусства под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой (Сценическая речь, 2011), в учебнике «Сценическая речь» А. Н. Петровой (Петрова, 1992), в методических пособиях педагогов различных театральных школ.
Интересная информация содержится в работах Е. Гротовского (Гротовский, 2003), который сделал немало открытий в области голосового резонирования. Именно он расширил наше представление о возможностях резонаторов, даже об их количестве. Вопреки традиционному представлению о наличии двух зон звучания (грудной и головной), Е. Гротовский утверждает, что существует 24 зоны звучания резаноторов. Его эксперименты и упражнения позволили актёрам его труппы выражать самые сложные состояния через голос. Одно из упражнений Е. Гротовского, описанное в его статье «Голос» (Гротовский, 2003), где надо представлять, что губы звучащего человека то в животе, то в затылке, то в макушке, то в спине, то в груди, очень напоминают упражнения американского педагога по голосу К. Линклэйтер (Линклэйтер, 1993). Общение с ней на практических семинарах дало очень многое для наших педагогов. Резонирование – один из важнейших принципов её методики. С первого занятия она стремится добиться от актёров или студентов ощущения, что голос – это поток вибрации, проходящий через ваше тело, вибрирующий на губах. Обеспечить эти вибрации может только свободное дыхание, свободный корень языка. Упражнения К. Линклэйтер: «лифт», «звуковой канал», «планеты», упражнения на освобождение и работу позвоночника и другие, – составляют стройную систему развития голоса актёра, в том числе и резонаторных ощущений.
Научное обоснование работы резонансной системы разработано В. П. Морозовым в монографии «Искусство резонансного пения» (Морозов, 2002). В этом фундаментальном исследовании перечисляются семь функций голосовых резонаторов в певческом процессе:
1. энергетическая;
2. генераторная;
3. фонетическая;
4. эстетическая;
5. защитная;
6. индикаторная;
7. активизирующая.
К резонаторам, или полостям, способным отразить или концентрировать звуковые волны, относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твёрдое нёбо, полость глотки, носа, зубы. «Триада "дыхание – гортань – резонаторы" образуют взаимосвязанную целостную систему благодаря наличию между ее частями взаимодействий трех типов: а) акустических, б) пневматических и в) нервно-рефлекторных», – замечает В. Морозов (Морозов, 2002, с. 216 ). Автор подробно останавливается на взаимовлиянии и целостности резонаторной системы. Книга содержит много интересных цитат и размышлений великих певцов, их практических советов в работе над резонаторной системой. Педагоги всех театральных школ ищут всё более совершенные пути работы над голосом, в том числе и в работе над резонированием. Цель данной работы – поделиться практическим опытом на эту тему.
Так как основной целью звучания речевого голоса является проявление внутреннего мира человека-артиста, а также преодоление пространства театральной коробки, то нам кажется, что во время занятий по сценической речи необходимо использовать различные пространства: реальные и воображаемые. «Всё, что вызывает ассоциации и направленно в пространство, – всё это высвобождает голос», – пишет Э. Гротовский (Гротовский, 2003, с. 165 ). Образ внутреннего пространства нашего тела позволяет представить звук путешествующим по лабиринтам внутри нас. Воображение помогает нам с помощью «звуковой мысли» усиливать резонаторное звучание. Соединение образной и физической провокации даёт, на наш взгляд, наибольший результат.
«Резонирующие мячи»
Лёжа на полу, положите теннисный мяч под голову на высокую точку затылка. Качните головой, оставаясь на мяче, ощутите, что голова как бы отделена от тела. Закройте глаза, мысленно направьте звук в эту точку. Лучше это упражнение делать парами. Партнёр поможет вам убрать мяч, осторожно опустив вашу голову на пол. Ощутите эту точку без мяча, направьте туда звук, наполняйте звуковой вибрацией всю зону головы. Используйте звуки «м», «н», «и». Если вы делаете упражнение не первый раз, то меняйте звуки по вашему усмотрению.
Затем переместите мяч под лопатку одной руки. Пытайтесь расслабить тело насколько возможно, постарайтесь, несмотря на боль, пробыть в этом положении несколько секунд. Мысленно направьте туда звук, но не звучите, только думайте об этой точке. Звучите только тогда, когда ваше тело соприкоснётся с полом. Проделайте то же с другой лопаткой. А потом с обеими одновременно. Запомните это ощущение, оно пригодится вам для ощущения осанки. Направьте звук в эту зону, одновременно в две точки, где были мячи. Используйте звуки: «м», «э», «а».
Положите мяч между лопаток, расслабьте тело, думайте о мяче, уберите мяч, звучите.
Проделайте то же в точке края рёбер, поочерёдно, а потом одновременно. Когда вы лежите на двух мячах, прислушайтесь к дыханию, оно идёт в нижнюю часть вашего тела. Запомните это ощущение, оно пригодится в работе над голосом.
Попеременно положите мяч под поясницу с одной и другой стороны, а потом одновременно два мяча. Направьте звук в эту зону. Затем, не убирая мячи, толкните их коротким звуком – «м». Запомните это ощущение, оно вам пригодится в тренировке опоры голоса. Убрав мячи, звучите, наполняя вибрацией эту зону.
Положите мячи под поясницу, затем под копчик. Пропустите эту точку, если она вызывает очень болезненное ощущение.
Переместите мячи под одно и другое колено, направьте туда звук. В этой зоне можно звучать и с мячами, и без мячей. При помощи партнёра положите мяч в подмышечную впадину, затем в другую, затем в обе одновременно. Используя тот же принцип «звукомысли», направьте туда звук.
Пусть партнёр положит мяч в вашу ладонь, слегка постучав мячом по ней. Направьте туда звук. Партнер может проверить, есть ли там вибрация. Положите два мяча в обе ладони. Проделайте тоже с локтевым суставом.
Положите теперь два мяча в разные точки, например: один – в ладонь, а другой под колено. Направляйте звук в разные точки одновременно. Затем выбирайте комбинации самые разные, например: голова и колено, центр спины и ладонь, поясница и голова и т. д. Комбинации должны состоять из точек, далеко стоящих друг от друга. Направляйте звук одновременно в эти точки, наполняя вибрацией все пространство тела.
«Черепашка»
Встаньте на колени и опуститесь на пятки, коснитесь лбом пола, руки лежат вдоль тела ладонями вверх (рис. 1).
Рис.1
Ваш партнёр должен прикоснуться к любой точке вашей спины теннисным мячом. Направьте звук в мяч. Старайтесь отодвинуть мяч звуком. Используйте звук «м», гласные звуки. Затем положите мяч на копчик, продвигайте его медленно наверх по позвонкам, вам в этом поможет ваш партнер. Выпрямляйтесь вместе с движением мяча, направляя звук в мяч. Медленно проделайте обратное движение и вернитесь в исходное положение.
Возьмите два мяча. Поставьте их на поясницу вашего партнёра, легко нажимайте на мячи пружинящим движением. То же сделайте в центре спины. Партнёр-«черепашка» – звучит. Прикоснитесь к спине «черепашки» одновременно двумя мячами, направьте звук в две точки. Выпрямляйтесь вместе с мячом и звуком. Прикоснитесь мячами к груди и спине одновременно, направляйте звук в две точки одновременно.
«Мяч внутри тела»
Встаньте прямо. Представьте, что мяч путешествует внутри вашего тела, медленно перетекая из одной точки в другую. Точка нахождения мяча ярко проявлена в теле: когда мяч перемещается, мы можем по движению тела визуально видеть путь мяча. Траектория перемещения мяча может быть самая различная, например из правого плеча в центр спины, из центра спины в центр груди, из груди в кончики пальцев левой руки, затем в плечо другой руки, в бедро, колено, стопу, локоть, голову и т. д. Перемещения мяча сопровождайте звуками «м», «н» и гласными. Звучание можно чередовать с теплым выдохом и выдохом «фиксированным» («фиксировнный» выдох – это тонкая холодная струя выдыхаемого воздуха. Определение Э. М. Чарели). Траектория движения может быть предложена ведущим, затем каждый из студентов делает упражнение самостоятельно, выбирая свой путь для мяча. На этом этапе движение тела можно погасить, чтобы тело было статичным, а внутренний образ «звука-мяча» мог бы активно наполнять тело звучанием. Затем представьте, что «звук-мяч» оказывается над вашей головой как источник звука. И звук, как душ, накрывает вас с внешней стороны и заполняет пространство.
«Звучание в двух точках»
Принцип разнонаправленности звука используется нами почти во всех упражнениях. Образ внутреннего пространства тела и необходимость его наполнения звуком хорошо помогает в усилении эффекта резонирования. Однако очень важно, чтобы в основе упражнения была точная физиологическая провокация. Физическое ощущение вибрации звука помогает студенту в звучании.
Положите кончики пальцев одной руки на седьмой шейный позвонок и направьте туда звук. Вместе со звуком «м» ощутите вибрацию в этой зоне. Проверьте своих партнёров. Поставьте пальцы на позвонки своего партнёра, ощутите вибрацию. Затем, проверяя себя, держите одну руку на позвонках, а кончики пальцев другой руки поднесите к губам, ощутите вибрацию. Оставьте пальцы одной руки на седьмом шейном позвонке, ладонь другой руки переносите на грудь, макушку, челюсть, затылок, поясницу. Звучите в две точки, туда, где находятся ваши ладони. Затем, положив руки на две точки, отводите их от тела, как бы вытягивая звук в пространство. Соединяйте звук «м» и «н» с таблицей гласных.
«Эхо. Бумеранг»
Встаньте спиной к стене, выберите цель перед собой. Перенесите центр тяжести тела на одну ногу, выставленную вперёд и согнутую в колени, так чтобы копчик, шея, голова были одной линией. Проверьте свободу плеч. Руки свободно висят. Кончиками пальцев рук покажите как бы вы забросили звук за себя, чтобы он ударился в стену за вашей спиной, при этом произносите коротко звук «ю». Затем покажите рукой, как звук, ударившись о стену, движется в цель, выбранную вами. При этом звук «ю» перейдёт в звук «у». Направляйте его точно в цель.
Рис. 2
В условиях голосового тренинга возможны звуковые преувеличения. Если более подчёркнуто произносить йотированные гласные, к тому же используя быстрый темп, то хорошо тренируются и мышцы внешней артикуляции, и опорные двигательные мышцы. Используйте слова, начинающиеся на гласные: «я», «ю», «е», «ё». Преувеличьте и удлините первый звук, конечно избегая излишнего напряжения. Вы ошутите, как звук выходит вперед, как активизируются мышцы речевого аппарата. На звук «й» обращает наше внимание С. Волконский в книге «Выразительное слово» (Волконский, 1913). Он предлагает тренироваться на словах, оканчивающихся на этот звук: мой, твой и т. д. Мы предлагаем воспользоваться йотированными гласными ещё в одном упражнении с карандашом.
«Вибрирующий карандаш»
Возьмите обычный незаточенный карандаш. Будем направлять звук нашего голоса на карандаш. Удерживайте указательными пальцами обеих рук карандаш перед собой в горизонтальном положении. Приложите карандаш к сомкнутым зубам, произносите звук «н» так, чтобы ощущалась вибрация. Затем звук «м», положив губы на карандаш. Произносите короткий «м», а затем длинный «м». Потом на сочетании «ми-ми-ми… и… и», отводите карандаш вперед, удерживайте своё внимание на карандаше, направляйте звук на карандаш. Произнесите «мэ-мэ-мэ… э… э… э»; «ма-ма-ма… а… а» и т. д. Вытяните губы, как на «у», тяните этот звук. Поставьте карандаш в вертикальное положение перед собой. Постучите по вытянутым губам, как бы дразня звук. Не меняя положения губ, добавьте йотированную таблицу гласных. Произносите: «ую-оё-ая-эе» и «юу-ёо-яа-еэ», отодвигая карандаш и «доставая» его звуком. Затем так же можно произносить текст.
В качестве хорошего вибратора можно использовать обычный лист бумаги. Приложите его к лицу и позвучите на «м», «а».
«Озвученное пространство»
Подойдите к стене, повернитесь лицом, поставьте ладони около рта, как бы ограничивая пространство (следите, чтобы плечи были опущены и расслаблены). Произносите гласные, дождитесь активной вибрации. Затем разворачивайтесь со звуком, не убирая ладони. Потом, развернувшись, направляйте звук через спину назад в стену и вперёд в какую-то цель. Покажите жестом рук, куда направлен ваш звук. В жесте, как и в звуке, должно быть два направления. Выбирайте цель, которая удалена от вас так, чтобы была необходимость озвучить большое пространство. В качестве резонирующей поверхности также можно использовать пол помещения, в котором проходит занятие. Указанное на рисунке 3 положение тела усиливает вибрацию, если направлять звук в пол и в спину.
Рис.3
"Вибрирующий Тяни-толкай»
Рис. 4
Сядьте спиной друг к другу. Направляя звук в спину партнёра, произносите звук или текст. Оставаясь в этом положении, возьмите карандаш и выполните упражнение «вибрирующий карандаш». Помните, что цель вашего звука в двух точках одновременно. Вместо карандаша можно использовать лист бумаги (упражнение, описанное выше) или теннисный мяч, который можно прикладывать к груди, горлу, макушке, затылку, положить между спинами и т. д. Представьте, что вы и ваш партнёр единое целое – «Тяни-толкай». Сделайте простое движение корпусом тела, не прерывая звучания. Ваш партнёр должен не «терять» вас, т. е. звуком или текстом, как и телом, удерживая контакт с вами, направляя звук в спину партнёра. Это упражнение можно усложнить, привнося текст, действие. Можно двигаться более активно: встать на ноги, двигаться в пространстве и т. д.
«Звук "у"»
Традиционно для резонирования используют сонорные звуки («м», «н», «л», «р»).
Обратим внимание на звук «у». Произнесите короткий «у». Он зарождается где-то глубоко в нашем теле, далеко от связок, (не пользуйтесь этим звуком, если актер или студент «заглубляет» голос). Произнесите этот звук без голоса, коротко и длинно. Воздушная струя проходит свободно, легко организуя ход, трубу, пространство сквозь всё тело. Губы вытянуты вперёд и округлены, т. е. активны. Образ звука «у» – гудение, гул, рождённый где-то глубоко в недрах земли, словно проходящий сквозь ваше тело, сопряженный с чем-то не бытовым, вечным, тайным. Приложите ладони к щекам: на звуке «у» вибрирует полость рта, челюсти и т. д. Соедините этот звук с йотированными гласными: «у-ю», «у-ё», «у-я», «у-е». Увеличьте количество произнесённых звуков, чтобы получилось: «у-ююююююююю-у», «у-ёёёёёёёёёё-о»; «у-яяяяяяяяяя-а»; «у-еееееееее-э». Сохраняйте при этом положение губ как на звуке «у».
Добавьте звук «м»: «У-МЮ-МЮ-МЮ-МЮ-……-У», «У-МЁ-МЁ-МЁ-МЁ… – O», «У-МЯ-МЯ-МЯ-МЯ… – А», «У-МЕ-МЕ-МЕ-МЕ-Э». Проделайте то же самое со звуком «н», «в», «л», «р». Сохраняя подчёркнутое положение губ на звуке «у», произносите сочетания: со звуком «к»: «у – к – ю…», «у – к – ё…», «у – к – е…», «у – к – я…», произнося их коротко и длинно. Затем замените звук «к» на звук «ф», потом на звук «п». Делайте акцент то на гласные звуки, то на согласные. На наш взгляд, звук «у», сохраняющий позицию рупора, хорошо организует выходящую струю воздуха, делая выдох свободным, а это так важно для резонирования. Соединение со звуком «ю» даёт приближение звука, он легко вибрирует на губах. Кроме того, звук «у» удобен для создания различных атмосфер. Сам звук и его сочетание с другими звуками может рождать различные «звукообразы»: вьюга, полёт, гудение земли и т. д. Звуковые сочинения – это ещё один способ активизировать процесс резонирования.
«Магнит»
Это упражнение выполняется парами. Представим, что существует магнит между ладонью одного партнёра и губами другого. Звучит партнёр «магнит», который направляет звук в ладонь второго партнёра. Движущаяся ладонь заставляет «магнит» тоже двигаться, не прекращая звучания. Начните это упражнение сидя, чтобы «магнит» смог сначала звучать в комфортном положении и в статике. Используйте звук «м». Обратите внимание на то, чтобы «магнит» не тянул шею и подбородок, чтобы челюсти были разомкнуты, чтобы вибрация ощущалась во всём теле. Меняйте положение ладони, темп движения, задавая вашему партнёру различную амплитуду перемещения. Затем поднимайтесь и двигайтесь в пространстве, увлекая за собой звучащий «магнит». «Магнит» должен двигаться, помня, что шея должна быть свободной; звучать в ладонь партнёра. На первом этапе ведущий не должен задавать слишком сложные движения. Когда упражнение освоено, физическая нагрузка может увеличиваться. Затем можно поменять звук на звукосочетания и текст.
В заключение сформулируем основные приемы, используемые в описанных упражнениях, которые, на наш взгляд, помогают эффективно развивать резонаторную систему голоса актера и студента:
1. Активизация процесса резонирования связана с наполнением вибрацией тела актёра (звучащие пространства внутри актёра-человека).
2. Резонирование с другим вибрирующим телом, т. е. взаимодействие с партнёром.
3. Взаимодействие тела актёра с физическим пространством помещения (коробка сцены, пространство комнаты и т. д.).
4. Усиление вибрации за счёт предметов-провокаторов (мячи, карандаши, лист бумаги и т. д.).
5. Звучание в воображаемом пространстве (выход звука за пределы тела).
6. Игра и манипуляция образами. Создание другой реальности, среды, атмосферы.
7. Использование эмоционально-образного и пространственного ощущения звука.
8. Сочинение звуковых этюдов.
Тема голосового резонирования неисчерпаема, так как таинственны, разнообразны проявления актёра-человека. И поэтому тема эта всегда будет актуальна для практиков театра и театральной школы.
Литература
Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / Перев. с франц. М.: Мартис, 1993–192 c.
Волконский С. Выразительное слово. СПб.: СИРГУСЪ, 1913.
Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику: Сб. статей. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с.
Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург. Диамант, 1992. 320 с.
Линклэйтер К. Освобождение голоса/ Пер. с англ. Л. Соловьевой. М.: ГИТИС, 1993. 176 с, с илл.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. 496 с.
Петрова А. Н. Сценическая речь. Уч. пособие. М.: Искусство, 1982. 191 с.
Словарь иностранных слов и выражений / Автор-сост. Е. С. Зенович. М.: Олимп, Изд-во АСТ, 2000. 784 с.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и Н. Ю. Промптовой. 6-е изд., испр. и доп. М.: ГИТИС, 2011. 511 с.
К. В. Куракина. Упражнения вокального характера по воспитанию голоса и дикции актера[102]
Перед педагогом сценической речи стоит задача распознавания существующих в организме учащегося мышечных перенапряжений и создания условий для полного мышечного раскрепощения. Правильно тренируемые мышцы постепенно окрепнут и приобретут необходимую эластичность (например, диафрагмальная мышца и межреберные – при вдохе). Сохранение дыхательной установки при выдохе (опора) – создастся не сразу, и торопиться здесь нельзя. А вот выдох, соединенный со звуком (с любым гласным или сонорным), необходимо воспитывать с самого начала: «выдыхаю – звучу».
Голосовая подвижность в живой речи отражается в бесконечных колебаниях тонов звуковой волны (модуляции), в повышении и понижении голоса, отзывающегося на смысловые акценты (логические и психологические), на все знаки препинания.
Голос в речи находится как бы в непрерывном движении, он ни секунды не задерживается на каком-нибудь одном тоне. Невозможно говорить о плавности речи, о полётности голоса, о его гибкости, о его тембровых особенностях вне понятия о дыхании, проникающем свободно в резонирующие полости.
С моей точки зрения, звучание голоса находится в прямой зависимости от способа выдыхания. Без учета головных резонаторов голос вместе с дыханием устремляется изо рта, не получив всего того, что придает голосу в речи звонкость, легкость и подвижность. В лучшем случае голос получает грудной оттенок в своем тембре (нижние резонаторы), но не полноту и насыщенность звука, которые возможны лишь в синтезе синхронного звучания как в надставной трубе, так и нижних резонаторах.
Такой объединенный резонанс (верхние и нижние резонаторы) обесценивает наиболее полное звучание речевого голоса. Остановимся на некоторых вокальных терминах, которые могут пояснить, то, о чем идет речь. Термины эти следующие: «глубина», «высота», «близость».
Под понятием «глубина» вокалисты подразумевают вдох через нос, свободный, легкий, глубокий и полный. Например, как если бы захотели вдохнуть весенний воздух из форточки, или запах мокрых листьев осенью, или вспомнить запах любимых духов. В нашем воображении обязательно возникает через обонятельное, зрительное чувство, тот самый вдох, который мы впоследствии превратим в выдох – звук.
«Высота», по понятиям вокалиста, представляет собой выдох, направляемый вместе со звуком к верхним резонаторам, тем самым резонаторам, которые К. Эверарди называл «резонансным ящиком». Задача педагога состоит в том, чтобы прежде всего устранить препятствия, которые могут встретиться на этом пути. Каково главное из них? Прежде всего перенапряжение мышц корня языка, что немедленно передается к шейным мышцам. Корень языка, будучи напряжен, создает препятствие для свободного проникновения выдоха к верхним резонаторам. Рот свободно открыт в вертикальном положении, а нижняя челюсть расслаблена и опущена – именно такое положение голосообразующего аппарата наиболее способствует ясному резонансу и правильному произношению всех гласных звуков в следующем порядке: У, О, А, Е, И, Ы. Произнося именно в таком порядке эти гласные, мы заметим, что наши артикуляционные движения будут связаны главным образом с нижней челюстью, которая постепенно опускается, а затем поднимается. В ротоглоточном аппарате, несомненно, происходят и микроартикуляционные движения, например: подъем мягкого неба, что немедленно скажется на правильном звучании всех гласных звуков. Важно, чтобы воздух поступал непрерывно в резонирующие полости головы, тогда «ухо» педагога (а затем и самого учащегося) сможет уловить, какой тон выгоден, естественен для данного голоса, наиболее для него органичен. Необходимо следить за тем, чтобы в нижних резонаторах рождался отклик на всем отрезке голоса.
До сих пор в нашей среде встречается недопонимание термина «высокая позиция». «Высокая позиция» понимается зачастую как излишне повышенные ноты голосового диапазона, как «дудочность», инструментальность звучания. В своей личной практике я тоже поздно встретилась с вокальным термином «высокая позиция».
В то время я была связана с театром, много играла, выступала в концертах – и имела возможность постепенно проверять на личном опыте те преимущества, которые таятся в понятии «высокая позиция». На этом опыте и выросло мое твердое убеждение, что нельзя отвергать незнакомые понятия или положения, не изучив их и не проверив практически. Вся наша деятельность – прежде всего практика и личный опыт. В конце концов я поняла, что мы говорим «на порочно низкой позиции» (по выражению вокалистов). Такая манера говорить – несколько занижение тонально – бывает красивой, дающей голосу некоторую тембровую прелесть, но такой голос мало подвижен, а главное разнороден в звучании. И стоит такому голосу «взмахнуть» на некую тональную высоту, как мы услышим, что голос словно «ломается» – низы продолжают звучать красиво, а верхние ноты иначе.
Нам необходимо добиться того, чтобы звучание голоса было однородным на всем диапазоне, чтобы мы не ощущали никаких «провалов» при переходе из одного регистра в другой. Это выравнивание всех нот диапазона голоса представляет собой большую трудность, требует терпения и особого внимания. Глубокое дыхание («глубина») в сочетании с «высокой позицией» дает нам возможность овладеть свободным речевым звучанием на всех отрезках голоса. Исчезает разница в том, какие ноты берутся голосом – высокие или низкие. Здесь решает вопрос степень и прочность прививаемых навыков, выносливость голоса. Тот же К. Эверарди говорил: «Чем ниже, тем выше, а чем выше, тем ниже» (сочетание верхних и нижних резонаторов одновременно!).
Наконец третий термин – «близость». Полина Виардо говорила по этому поводу: «Я приближаю звук к кончикам губ».
Как же при глубоком дыхании приблизить звук к губам? Опять трудный момент в работе над голосом, так как приблизить звук к губам при сохранении глубокого дыхания на практике не так-то просто.
Добиваюсь этого последовательной работой над согласными звуками в сочетании с гласными. Например, сонорные согласные уже сами по себе звучат близко около зубов (М, Н, ЛЬ). Согласные придают нашему голосу блеск, звучность, ясность и уже несут в себе признак высокого звучания. Каждый из близко звучащих согласных усиливает и приближает звучание гласных к губам. Последовательность такова: сонорные звуки помогают снять напряжение в корне языка, если соединить их произношение с расслаблением челюсти, а значит, и свободным от напряжения языком. Они же, эти согласные, помогают создать тихую и резонирующую без всякого напряжения непрерывную линию звучания. В этой работе главное условие – отсутствие малейшей форсировки звучания, свободный язык, расслабленная нижняя челюсть, необязательно ответный резонанс в грудной клетке и даже в спине.
В предлагаемых упражнениях вокального характера (см. Приложение) чередуются сочетания самых различных согласных звуков с гласными. К сонорным звукам мы прибавляем свистящие, шипящие согласные, но всегда в сочетании с гласными.
Затем мы переходим к тренировке звуков, сочетающих звонкие и глухие согласные с гласными: ду-до-да-де-ди-ды и ту-то-та-те-ти-ты и др.
Научить ученика мыслить в звуке трудно, но необходимо. Иногда верное представление о своем звуковом аппарате дает и верное звучание. Это тоже очень интересное и практикой подтвержденное понятие: ведь когда у певца болит горло и петь он фактически не может, то даже при чтении партитуры молча можно зафиксировать, что его голосовой аппарат весь в действии, что он работает так, как если бы он пел фактически. Возникает единство психологического и физического, т. е. сознание помогает нам овладеть целым рядом физиологических процессов, которые в нас происходят неосознанно. Воспитание голоса и дикции на такой основе мне кажется наиболее прочным и верным.
Я стремлюсь тянуть воображение студента на «видение» своего аппарата. Но только не с самого начала занятий, а несколько погодя. Привлекаю много упражнений, образно дающих возможность увидеть воздушный шар или предлагаю подняться на лестницу и т. д. А бывает ведь так – студент и мыслит, и видит, и знает, «что» сказать и «зачем», а голос его не слушается. А раз голос не слушается, то и «видение», и «что», и «зачем» – все это остается при говорящем и никому ничего не раскрывает.
В чем состоит особая трудность при изучении и освоении некоторых вокальных приемов, способных помочь нам в воспитании элементов речи (голоса и дикции)? А вот в чем.
1. Мы должны научиться сами и научить ученика мыслить в звуке. Пока не появится правильное представление о звукопроизводстве, до тех пор никогда не получится и правильного звука.
2. Поскольку мы будем воспитывать дыхание с его как бы непрерывной активной струей, проникающей вместе со звуком беспрепятственно в резонаторные полости надставной трубы, оставляя дыхание глубоким, плавным и «высоким», необходимо добиться того, чтобы слово слетало с губ легко и точно, благодаря безупречной работе всех артикуляционных частей (язык, губы).
3. Воспитать ту «непрерывную линию» голоса – тона, тот тональный стержень, который пронизывает всю нашу речь с ее подвижностью, изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом (ведь колебание тонов в речи намного разнообразнее, чем в пении). Выдержка тона у певца требует меньшей затраты дыхания, чем фраза в речи.
Налаживая вначале слуховое внимание студента, мы берем какую-нибудь одну ноту средней октавы на рояле – она прозвучит и замолкнет, а затем возникнет уже в слуховой памяти студента, и он попробует воспроизвести ее на память (тон заданной высоты). Мы стремимся также синхронизировать начало звука с началом выдоха. Выдох превращается в звук. Такая привычка приходит постепенно, не сразу, но в слуховой и в мышечной памяти останется следовая реакция от движения мышц – вдыхателей и выдыхателей – при сочетании этих движений со звуком. С каких звуков начинать и в какой последовательности, я говорить не буду. Это решит педагог в каждом отдельном случае. Здесь же мы излагаем нашу точку зрения на принцип подхода к тренировке слуха, голоса и дыхания. Так же как слух, в определенном смысле, является источником звука, так и активное выдыхание, свободно проникающее в верхние резонаторные полости одновременно со звуком, создаст условия для звучания голоса и речи. При таком понимании приема в тренировке звуков голоса (речи) очень важно не пропустить контроля педагога над резонансом голоса одновременно как в верхних резонаторах, так и в грудной клетке – в нижних резонаторах.
Необходимо добиваться того, чтобы выдыхание вначале расходовалось на каждом звуке. В этом смысле всякий приказ о «задержке» выдоха, т. е. удерживании вдыхательной установки, в самом начале работы над голосом и дикцией преждевременен. Понятие «опоры» образуется позже, при воспитанном уже навыке: «выдыхая – звучать». Пусть вначале занятий каждая частица выдоха превращается нами в звук (в речи так же, как в пении). Надо научиться сначала тратить дыхание, а не начинать с экономного его расходования. Начало голосообразования должно совпадать с началом выдыхания. Именно такое понятие, как мы уже говорили, мы стремимся воспитать в ученике.
Практически пользуясь целым рядом упражнений вокального характера, способных косвенно (опосредованно) воздействовать на участвующую в речевой функции мышечную деятельность, мы сочетаем упражнение по речи с голосовыми упражнениями вокального характера при помощи реального представления о высоте (например, подбрасывание вверх со звуком воздушных шариков или резиновых мячей). Но мы не отвергаем самую возможность непосредственного, прямого воздействия на голосовую и речевую функцию путем некоторых из тренировочных упражнений вокального характера. Мы считаем их даже необходимыми на определенном этапе занятий. Думаю, что упражнения вокального характера, учитывая все вышесказанное, имеют значение как для косвенного, так и для прямого воздействия на голосообразование и на воспитание правильных навыков в речевой голосовой деятельности при соответствующей дыхательной установке.
Примеры упражнений
Раздел V