Проверка читательского кругозора
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Содержание программы.
Класс- 66 часов
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1. | « Клуб почемучек» | Беседа, чтение книг учителем. | Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. | |
2. | «Поляна сказок» | Драматизация сказки, игры на основе сказок | Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина. | |
3. | Игры с буквами | Игровая форма занятия. | Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами | |
4. | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. | игры и хороводы | Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы. | |
5. | Где живут книги? | Экскурсия в библиотеку школы. | Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг | |
6. | Малые фольклорные жанры: загадки. | Детское творчество. | Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. | |
7. | Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». | беседа игра | Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. | |
8. | Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | Игры | Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей. | |
9. | Из чего состоит книга? | беседа | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. | |
10. | Я рисую книжку. | Проектная деятельность. | Изготовление книжки-малышки. | |
11. | Коллективная поездка в театр. | Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями. | ||
12. | Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» | Игровая программа. | Подготовка к празднику, мероприятие. | |
13. | Маленький читатель. | Экскурсия в библиотеку. | Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. | |
14. | Писатели-юбиляры. | Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. | Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. | |
15. | Игра – викторина по прочитанным книгам. | викторина | Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д. | |
16. | Летнее чтение | беседа | Рекомендательный список произведений для летнего чтения. | |
Итого | часов |
Класс -68 часов.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1. | Самые интересные книги, прочитанные летом. | Посещение библиотеки. | Обзор новых книг для чтения во 2 классе. | |
2. | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. | Организация и проведение конкурса. | Выставка рисунков. | |
3. | Конкурсная программа «Путешествие в морекниг» | Конкурсная программа. Подготовка по группам. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
4. | Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. | Литературная игра- викторина. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
5. | День книги – именинницы. | Форма проведения по выбору учителя. | Рассказ о книге по календарю знаменательных дат | |
6. | Сказки и стихи К.Чуковского. | Литературная игра- викторина | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. | |
7. | Писатели – юбиляры. | Устный журнал. | Рассказ о творчестве писателя. | |
8. | Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
9. | «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. | Конкурс кроссвордистов. | Отгадывание кроссвордов. | |
10. | Сказки зарубежных писателей. | Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
11. | Сказки братьев Гримм. | Устный журнал. | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
12. | Зарубежный фольклор. | Беседа, чтение. | Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака. | |
13. | Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» | Выставка рисунков и плакатов. | ||
14. | «Папа, мама, я –читающая семья». | Проектная деятельность. Праздник для родителей и детей | * конкурс на самую читающую семью; *конкурс на лучшее чтение стихов; *любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». | |
15. | Посещение библиотеки. | Беседа, обзор книг. | Рекомендательный список произведений для летнего чтения | |
Итого | часов |
Класс-68 часов.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание | ||
1. | «Что я читал летом». | Проектная деятельность. | Защита читательских дневников. | |||
2. | «Золотая волшебница- осень» | Устный журнал. | Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов | |||
3. | Игра «Лего-чтение» | практическая работа | Моделирование рассказа, сказки. | |||
4. | Посещение библиотеки. « День новой книги». | Экскурсия | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста | |||
5. | Писатели – юбиляры. | проект | По календарю знаменательных дат. | |||
6. | «Лучшие сказки 20-века». | Выставка книг | Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. | |||
7. | Конкурс кроссвордистов. | проект | Составить кроссворд по произведениям детских писателей. | |||
8. | Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. | Литературный праздник | Подготовка и проведение утренника. | |||
9. | Сочиняем загадки. | проект | Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку. | |||
10. | Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». | проект | ||||
11. | Фотоконкурс «Я читаю!» | Фотоконкурс проект | Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. | |||
12. | Современные детские журналы и газеты. | творческая деятельность | Подготовить рекламу журнала по мини-группам. | |||
Итого | 68часов | |||||
Класс-68 часов.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание | ||
1. | «Лето с героями любимых книг». | проект | Презентация читательских дневников. | |||
2. | Устный журнал «Твоя книжная полка». | Занятие в библиотеке | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста | |||
3. | И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни. | Конкурс на лучшее инсценирование басни. | Творческая работа в группах | |||
4. | «Книжкины именины» | Игровая программа | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. | |||
5. | «Литературная гостиная». | Встреча с писателем. | Приглашает библиотека. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями. | |||
6. | Литературные сказки зарубежных писателей. | КВН. | Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника» | |||
7. | В гостях у малышей. | концертная деятельность | Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору) | |||
Сочиняем сказки | проект | Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку | ||||
9. | Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | Литературная игра | Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | |||
10. | Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. | Конкурс чтецов | Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов | |||
11. | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | Читательская конференция | Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. | |||
12. | Литературная игра «Слабое звено» | Литературная игра | Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам. | |||
Итого | 68 часов |
Таблица №5
План проведения недели детской книги
День недели | Дата | Класс | Мероприятие | Ответственные |
понедельник | 1 -4 | Конкурс рисунков «В стране книг!» | дети, родители, | |
вторник | 1- 4 | Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок) | Классный руководитель, дети, родители, зав. библиотекой | |
Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная» | ||||
среда | 1 -4 | Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» | Классный руководитель, дети, зав. библиотекой | |
четверг | Литературная игра «Планета сказок» | Классный руководитель, дети, родители, | ||
Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках» | ||||
3 - 4 | Литературный турнир «Чемодан приключений» | |||
пятница | 1-4 | Утренник «Посвящение в читатели» | Классный руководитель, дети, родители. | |
суббота | 1 -4 | Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. | Классный руководитель, дети, родители. |
Используемая литература.
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
- Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.
1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998