Предмет, структура и задачи педагогической психологии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.6.1 1.6.2 1.6.3 | Глава 1. Введение в педагогическую психологию Педагогическая психология как отрасль современной психологической науки Предмет, структура и задачи педагогической психологии История возникновения и развития педагогической психологии Методы педагогической психологии Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками Современные концепции обучения Психологическая сущность и организация проблемного обучения Программированное обучение Психологическая сущность развивающего обучения | |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 2.4.3 2.5 2.6 2.7 2.8 | Глава 2. Психология учебной деятельности Теория учебной деятельности Общая характеристика учебной деятельности Внешняя структура учебной деятельности Учебная мотивация Виды учебных мотивов Уровни развития учебной мотивации Формирование учебной мотивации Учебная задача и ее характеристика Действие как единица анализа учебной деятельности Знания в качестве продукта учебной деятельности Показатели сформированности учебной деятельности | |
3.1 3.2 3.3 | Глава 3. Психология успешного обучения Факторы, влияющие на успешность обучения Формула успешного обучения Психологические компоненты усвоения знаний | |
4.1 4.1.1 4.1.2 4.2 4.3 | Глава 4. Психология субъектов образовательного процесса Общая характеристика субъекта деятельности Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик Специфические особенности субъектов образовательного процесса Обучающийся (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент) как субъект учебной деятельности Обучаемость и ее критерии | |
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Глава 5. Психолого-психофизиологические аспекты учебной деятельности Индивидуальный стиль учебной деятельности школьника Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий Типологические особенности и учебная успеваемость Характеристика стилей мышления Учет типологических особенностей при использовании педагогами различных приемов и методов обучения и воспитания | |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 | Глава 6. Психология педагогической деятельности Характеристика педагогической деятельности Структура педагогическая деятельности Мотивация педагогической деятельности Педагогические функции и умения Педагогические способности Профессионально-значимые личностные качества педагога Индивидуальный стиль деятельности педагога Уровни профессионально-педагогической деятельности Психогигиена труда учителя Профессиональные деформации и их профилактика | |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 | Глава 7. Психология взаимодействия субъектов в образовательном процессе Общая характеристика взаимодействия субъектов образовательного процесса Учебно-педагогическое сотрудничество Понятие педагогического общения, его функции «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности Типы педагогических конфликтов Психологические особенности педагогических конфликтных ситуаций Пути и способы решения педагогических ситуаций | |
Содержание заданий для самостоятельной подготовки к занятиям | ||
Работа с терминологическим словариком | ||
Задания для самоконтроля | ||
Примерные вопросы к экзамену | ||
Библиографический список |
Глава 1. Введение в педагогическую психологию
1.1 Педагогическая психология как отрасль современной психологической науки
Педагогическая психология – совокупная область знаний из общей, социальной, возрастной психологии и педагогики. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) – «дитя»; ago- «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает»душа» и logos - «учение». Соответственно данная научная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изменяется под влиянием воспитательного и обучающего процессов.
Подобно психологии инженерной, военной, эту область относят к прикладным отраслям психологии, поскольку она призвана решать практические задачи в конкретном виде трудовой деятельности, а именно возникающие в труде учителя.
В то же время, это самостоятельная отрасль, которая изучает психологические проблемы, разрабатывает психологические основы обучения и воспитания, выявляет закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.
Вместе с тем она является полем фундаментальных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Педагогическая психология – отрасль психологии, предметом которой являются психические явления, происходящие в процессе обмена опытом между людьми. Эти процессы имеют двустороннюю направленность, поскольку обмен опытом происходит между человеком, передающим его и перенимающим. Отличительной особенностью психических проявлений людей, участвующих в обмене, является то, что любой акт психической жизни одного человека должен учитывать психические особенности другого: объяснение – восприятие, понимание; оценка – вызываемое ею психическое последствие (эмоции, самооценка); отношение – взаимоотношения, установки на восприятие, запоминание - избирательность; постановка целей – установка для их реализации (Л.А. Регуш).
Предмет, структура и задачи педагогической психологии
Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Структура педагогической психологии включает:
1) психологию учебной деятельности;
2) психологию педагогической деятельности;
3) психологию учебно-педагогического сотрудничества.
Среди самых главных проблем педагогической психологии можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.
Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Так же задачами педагогической психологии являются (И.А. Зимняя):
- раскрытие механизмов и закономерностей обучающегося и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- изучение психологических основ деятельности педагога; его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
- определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.