X. Зашоренность - плюсы и минусы
Л.М. Ганелин
Восток-Запад. Феномены развития.
X. Зашоренность - плюсы и минусы
О роли латинского языка в развитии человека.
(Культура, наука, образование.)
"Шоры - твёрдые пластинки у уздечки на уровне глаз, не дающие лошади глядеть по сторонам" (словарь Ожегова).
Очень удобное приспособление для прямолинейного движения. Никаких отвлечений. Куда вас подтолкнули, - туда вы и побежали. Вы всегда на верном пути и уверены в себе. Многообразие представлений о мире вас коснутся не может. Вы и подумать-то о нём не сумеете. Не сумеете вы и мечтать ни о чём другом. Положение зашоренной лошади не позволит вам этого. К шорам вы привыкните, и не только привыкните, но даже найдёте их полезными и удобными.
Подобное приспособление при советской власти надевалось каждому человеку, и настолько виртуозно, что редко кто мог это заметить. Потому не зря в энциклопедическом словаре того времени (1987 г.) нет термина "шоры" или понятия "Зашоренность", ибо редактор как страж системы, чутко реагировал на всё, что могло бы побудить человека более широко смотреть на Мир и видеть в нём проявления духа. Зашоренность же была знаком системы, или как сказали бы сегодня - её "брендом". Без неё невозможно было бы управлять человеком. Никто не побежал бы в заданном направлении. Поэтому-то большевики сразу после революции широкосмотрящую интеллигенцию и духовенство постарались убрать (высылка из страны, лагерь, расстрел), а чтобы они не возродились, создали специальную систему воспитания и обучения, пройдя которую, человек становился невосприимчивым к духу, косным и односторонне развитым. На его мышление как бы надевались шоры, ограждающие его от всего, что могло бы вызвать интерес к духовному миру. Духа нет. Есть только материя. И она сама организуется в многообразные природные формы, а вот их освоение, изучение и является задачей человека. Всё просто и ясно. Отныне вся накопленная человечеством феноменология, свидетельствующая о том, что "не хлебом единым жив человек", что материя - только одна из сторон проявления духа, забывать о котором недопустимо, ставится под сомнение, игнорируется и запрещается. Метафизическое становится некоей болезненной стороной жизни, от которой стала "чураться" даже церковь. А ведь до 1917 года позиция Православия, или, говоря точнее, её представителей была другой, была несравнимо тоньше. Об этом можно судить по прекрасной книге "Из области таинственного", изданной в 1910 году с разрешения "Московского Духовно-Цензурного Комитета", в которой священником-составителем были богато представлены удивительные факты необычных способностей человека. И к этим фактам со стороны духовенства ещё нет отношения "чур меня, чур меня", свойственного современным священнослужителям. Скорее там присутствует настроение благоговения перед всеми проявлениями Божественной Воли, в каких бы формах она ни выступала. Зашоренность там ещё отсутствует.
Но нам сейчас важно понять, что зашоренность, - это не только отрицание духовного мира, а такое состояние души, когда вопросы о смысле жизни, о сущности материи и духа, о тайнах Земли и Космоса просто не возникают. Не возникает и множество других вопросов. Человек совершенно перестаёт удивляться. Его ничего не интересует. Он становится безынициативным, пассивно-агрессивным и тупым.
Можно ли найти этому объяснение и можно ли сказать, что эта проблема свойственна лишь России?
Нет. Зашоренность - явление не региональное, а повсеместное, и на Западе, особенно в последние годы, оно ещё в большей степени проявлено.
Если это так и явление зашоренности повсеместное, то должны быть общие, единые причины его породившие. Чтобы во всём этом разобраться, нам необходимо кое-что вспомнить из прошлого и сделать соответствующие выводы.