Факторы, повлиявшие на формирование американской национальной идеи
Захарченко Ирина Владимировна
Народы, населяющие земной шар, живут компактными группами, каждая из которых в течение длительного исторического периода занимает определенную территорию. Различные поколения людей, живущих на ней, связаны друг с другом нитями исторической преемственности, с помощью которой передаются обычаи, верования, традиции, хозяйственный опыт, бытовой уклад и т. д. На материальной и духовной культуре народа, его психологии, привычках отражается также природный ландшафт, который порождает в сознании народа образ «родной земли» со своей исторической судьбой, кровно связанной с принадлежащей ему территорией. В процессе формирования национального самосознания каждого народа важную роль играли специфические условия его социально-экономического, общественного и государственно-политического, в ходе которого складывались социальная психология, традиции, обычаи, культура и т. д., присущие только ему и отличавшее его от всех других народов. (1)
С точки зрения живучести национальной идеи, большое значение имеет то, что общественно-политический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, разрыв с прошлым и творение нового. С другой стороны, он сохраняет и переносит в настоящее и будущее все жизнеспособное, непреходящее, общечеловеческое во всех сферах жизни общества.
О живучести и дееспособности национального самосознания свидетельствует исторический опыт американской нации, которая «переплавила» в себе представителей нации и народностей всех континентов. Так, начиная с конца 60-х годов, в США наблюдается тенденция к подъему этнического самосознания, углублению разделения различных этнических групп и даже усилению межэтнических конфликтов. Если народам Европы для формирования чувства национального самосознания и национальной идеи, национальной общности и формы правления понадобились столетия, то американцы добились этого в течение двух-трех поколений. (2)
В Европе национальное сознание «культивировалось и поддерживалось королями и баронами, маршалами и адмиралами, прелатами и клиром, судьями и магистратами и сеньорами». А в XVIII – XIX веках к ним присоединились купцы, торговцы и банкиры. Все они высказывали свою преданность нации, которая воплощалась в монархе и церкви, а также в национальных символах и традициях. Что же касается американского самосознания, то оно, как отмечает известный историк Г. С. Коммейджер, было «творением самого народа». Его ткань составляли «фермеры, пограничники, рыбаки и охотники, юристы мелких городов, деревенские учителя» и т. д. Оно не было навязано иностранным завоевателем или монархом, не опиралось на официальную церковь или же власть правящего класса.
Важным моментом в истории формирования идеи американской нации стал, по-видимому, 1819 г. В феврале того года государственный секретарь Дж. К. Адамс обозначил на карте границы владения США на севере американского континента. (2)
При оценке факторов и процессов формирования идеи нации и национального самосознания следует отметить также то, что первоначально Америке предстояло преодолеть комплекс провинциализма в области литературы и искусства. Если американцам легко было убедиться в том, что их национальный гений проявляется прежде всего в экономическом прогрессе, то несколько иным было положение в культурной и интеллектуальной сферах. Если в странах Европы культурные, литературные, художественные традиции насчитывали многие века, то этого нельзя было сказать об Америке. В течение всей американской истории вплоть до середины XIX в. национально-культурная идентичность оставалась невралгической точкой Америки. (3)
Конституция во многом представляет собой своеобразное воплощение американского духа. По форме – это деловой документ, в котором не провозглашается в какой-либо торжественной форме суверенитет нации или высокие моральные или религиозные принципы. Ее сила не в том, что она говорит, а в том, что она есть. Суть этой идеи – принцип свободы, восходящей к английской буржуазной революции 1649 – 1652 гг.
Важнейшим фактором формирования нации, особенно в XIX в. во многих странах явилась общая религия. Америка же не имела таковую, поскольку в первоначальных тринадцати колониях исповедывали не одну, а несколько религиозных верований. Несомненно прав был А. де Токвиль, когда указывал, что американская цивилизация явилась результатом двух четко различающихся друг от друга элементов, которые в других местах часто находились во враждебных друг другу отношениях. Это дух религии и дух свободы. (5)
Формирование идеи американской нации и национального самосознания самым тесным образом связаны со становлением так называемого феномена американизма, составляющего их структурные основы. Американизм представляет собой весьма сложный комплекс различных, порой, казалось бы, несовместимых с друг с другом компонентов. Американизм – вера американцев в прогресс и в то же время такая же преданность американским общественно-политическим институтам; вера в творческие силы человека в то же время убежденность в нежелательности попыток изменения людьми установившихся общественно-политических институтов; вера в исключительность путей общественно-политического развития Америки, порождающая порой крайний национализм, и в то же время вера в провиденциальную миссию Америки указывать путь развития всему человечеству; приверженность к идеалам равенства и в то же время чуть ли не обожествление мистеров-миллиардов; приверженность к идеалам индивидуальной свободы, индивидуализм и в то же время конформизм; высокий интеллектуализм и проявляющийся в крайних грубых формах антиинтеллектуализм и т. д. (4)
Но наряду с идеей равенства, законностью и морализмом составной частью американского общества является расовая дискриминация, коррупция, насилие. Безоговорочно веруя в принцип индивидуализма и отвергая ограничения, налагаемые на отдельного индивида, как атрибуты антиамериканизма, американцы на практике часто прибегают к коллективным действиям, рассматривая семью как основу общества, они на практике считают бизнес основополагающим американским институтом.
Каждый из компонентов в отдельности и все они в совокупности сыграли определяющую роль в формировании идеи американской нации и национального самосознания.
Список использованной литературы:
1. Шлезингер-младший А. М. Циклы американской истории: Пер. с англ. М., 1992.
2. Гаджиев К. С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. – М., 1990.
3. Веселова В. В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания. // Педагогика. 1999. №8, с. 91 – 99.
4. Никитин А.И. Эволюция американского глобализма. М.,1987.
5. А. де Токвиль О демократии в Америке. М., 1989.