Поведения детей и подростков
Выделяются следующие направления (см. схему 2): А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей.
а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение:
— основ взаимоотношений в семье;
— внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, вол
можностей предупреждения и путей преодоления;
Повышение роли
общественного | образовательных | ||||||||
воспитания | учреждений | ||||||||
Взаимодействия семьи и образовательных учреждений | |||||||||
Ребенок
Влияние
Использование СМИ в воспитании |
Формирование адекватной самооценки и стремления к самосовершенствованию |
личностей, групп,
непосредственного
окружения
Развитие систем
перевоспитательных и исправительных учреждений |
помощи семье и защиты прав ребенка |
досуга детей и подростков |
индивидуальной
коррекции и
реабилитации
детей, подростков
Нейтрализация влияния негативных факторов среды
Схема 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей
— основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;
— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного
|ш тития ребенка, подростка и др.;
— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других до-
i \ментов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их
вменяющих;
Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 127
и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци альной среде).
Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:
а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к воз
никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со
четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра
вонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведен
ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нес
в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра
вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде
ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова
нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не-
сформированностью потребности быть лучше;
г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со
перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со
перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом
возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактин
ности; .
д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб
ности и активного желания самоисправления;
е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо
лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.
Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.