Составление сказок описательного типа
В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца").
Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):
Место, где герой учился делу | Место, где осуществляет герой свое дело | Место, в котором есть помеха действиям героя |
Герой в детстве, который учится этому делу | Герой и его главное дело | Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело. |
Черты характера, качества личности и умения героя в детстве | Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела | Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением |
Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).
Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Базовый алгоритм
1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
4. Порча кем-либо дела героя.
5. Решение творческих задач героя.
6. Продолжение главного дела.
7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.
Методические рекомендации
Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.
ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.
ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити).
Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.
ПР: История про Бабу Ягу.
Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому придумала себе новое имя - Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на доме "Здесь живет Гая Ивановна". Иногда она вспоминала о своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый город, и это ее радовало.
Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.
Разработка сюжета идет следующим образом:
В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины | Дом у реки, где рядом растут ивы | Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем |
Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда | Иванушка Плетет корзины | Иван спасает деревья |
Помощь деду, любовь к нему, внимательность | Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце | Бойцовские качества (борьба с Суховеем) |
Ожидаемые результаты
Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:
1. Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные свойства личности или черты характера.
2. Свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь.
3. Когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.