Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 181ИЧ 5-7695-1538-4 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ



Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии МОУ

Воронежского экономико-правового института Е.А.Корсунский; кандидат

Педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории

Образования и педагогики РАО И.В.Кулешова

Работа выполнена при финансовой поддержке автора Российским гуманитарным научным фондом — проект 030600092а

Шакурова М.В.

Ш179 Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В.Мудрика. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004. — 272 с.

13ВЫ 5-7695-1538-4

В учебном пособии общеобразовательная школа рассматривается как феномен социальной жизни, транслятор влияний факторов социализа­ции, субъект социального воспитания.

Раскрываются способы организации социального опыта, стимулиро­вания самодеятельности и обучения взаимодействию. Показана роль об­разовательной функции школы в контексте задач социального воспита­ния, проиллюстрированы различные виды индивидуальной помощи обу­чающимся.

Книга может быть полезна студентам высших учебных заведений, широкому кругу педагогов, членам общественных организаций.

УДК 371.217(075.8) ББК 74.200я73

Шакурова М.В., 2004

Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 181ИЧ 5-7695-1538-4 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

Дальнейшее развитие социальной педагогики как отрасли пе­дагогического знания, вида социальной практики и профессио­нальной педагогической деятельности требует осмысления и уточ­нения теоретических позиций, обобщения и анализа существую­щего опыта. Основы социального воспитания в контексте социа­лизации, особенностей социального воспитания в конкретных со­циальных институтах нуждаются в дальнейшей разработке с уче­том отечественных традиций и современных приоритетов. Очеви­ден первоочередной интерес к образовательным учреждениям и школе — как центральному и наиболее массовому из них.

Воспитание в школе традиционно рассматривается как воспи­тательная работа, цель которой формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений.

В предлагаемом учебном пособии, согласно концепции про­фессора А. В. Мудрика, рассматривается школа как воспитатель­ная организация, воспитательная система, элемент воспитатель­ного пространства. Предпринята попытка уйти от анализа отдель­ных проявлений школьной жизнедеятельности в пользу комплекс­ного систематического описания феномена школы как своеобраз­ного института социального воспитания.

Структура учебного пособия определяется тремя «осями коор­динат»:

- взаимосвязь процессов организации в школе социального опыта, образования и индивидуальной помощи;

- специфика социального воспитания в школе, обусловленная влиянием отдельных факторов социализации (школы мегаполи­са, малого города, сельская школа и т.п.; субкультурное разнооб­разие и т.д.);

Г - возрастная и нормативная дифференциация процесса соци­ального воспитания в условиях школы Л

В учебном пособии школа представлена как специфический социальный институт, природа которого двойственна и противо­речива (с учетом социализации и социального воспитания чело­века, а также развития общества и государства, укрепления и об­новления традиций социальной жизни). Рассматриваются возмож­ности и исторический опыт реализации школой задач социально­го воспитания; характеризуется социально-педагогическая мис-

Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 181ИЧ 5-7695-1538-4 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004 - student2.ru сия школы, даются прогнозы специалистов относительно тенден­ций развития школы как социального института.

С целью уточнения места и роли школы как образовательного учреждения в решении задач социального воспитания потребова­лось обращение к анализу посреднической функции школы, вы­ступающей адаптером и транслятором влияний факторов социа­лизации на человека. Для более точного понимания данной функ­ции и специфики ее реализации посредством организации школь­ной жизнедеятельности мы обратились к характеристике школы как самостоятельного фактора социализации, а учителя — как своеобразного (профессионального) агента социализации.

Современный уровень разработки теории воспитания позво­лил акцентирование представить в данном учебном пособии сущ­ность и особенности воспитательной системы школы, влияние на воспитательную систему школы ее характеристик как воспита­тельной организации,[уточнить организующую роль и возможно­сти школьного сообщества (коллектива) в решении задач соци­ального воспитания^!

Противоречивость характеристик массовой практики, неодно­значность результатов школьной жизнедеятельности определили необходимость анализа источников виктимогенности школьной жизни, [описания традиционных подходов к их нейтрализации и

профилактике.'

Материалы Небного пособия могут быть полезны не только студентам и работникам системы образования, специализирую­щимся в области социальной педагогики и социальной работы. Информацию к размышлению, уточнению собственной профес­сиональной позиции получит любой педагог, организатор систе­мы образования, поскольку данное учебное пособие — одна из первых попыток системной характеристики школы как института социального воспитания, и на его страницах затрагиваются темы и вопросы, к изучению которых современная педагогика обрати­лась лишь недавно.

Учебное пособие имеет соответствующий справочно-методи-ческий аппарат (характеристика понятий во врезках по тексту, вопросы и задания для самопроверки и рекомендованная литера­тура в конце глав), что позволит организовать самостоятельную работу по осмыслению и творческому использованию материала книги.

Наши рекомендации