Речевые нарушения, особенности
Психического развития детей с
Тяжелыми нарушениями речи
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые так или иначе отражаются на формировании всей его психики, выделяют особую категорию аномального развития – нарушение речевого развития.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии, которая называется логопедия.
Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами по себе и, без специально организованной логопедической работы, могут отрицательно сказаться на всем процессе психического развития ребенка. В связи с этим чрезвычайно важно различать:
- патологические речевые нарушения;
- возможные речевые отклонения, вызванные возрастом, некоторыми речевыми особенностями семьи, двуязычием в семье.
Формируясь у ребенка по мере овладения родным языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь постепенно в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
В качестве двух основных самостоятельных видов выделяют экспрессивную и импрессивнуюформы речи.
Экспрессивная речь – высказывание (устное или письменное), которое начинается с программы, проходит стадию внутренней речи и только потом переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (устного или письменного).
Импрессивная речь – это процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного). Начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).
В целом, в речи можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности:
1. экспрессивная устная речь – говорение;
2. экспрессивная письменная речь – письмо;
3. импрессивная устная речь – понимание обращенной устной речи;
4. импрессивная письменная речь – чтение.
Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками. Сложность этой системы связана с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет не только определенную автономность, но и различные сроки формирования.
В настоящее время в логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая.
Психолого-педагогическийподход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).
Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Голос человека, страдающего дисфонией, воспринимается как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Полное отсутствие голоса называется афонией. Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Могут быть обусловлены причинами как центрального, так и периферического характера. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, это связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называют мутационным. В это время подростку необходим охранительный речевой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.