Организация учебного процесса в магистратуре. Цель ВПО в области обучения магистранта – получение углубленного профессионального образования и освоение комплекса компетенций
Цель ВПО в области обучения магистранта – получение углубленного профессионального образования и освоение комплекса компетенций, которые необходимы для подготовки высококвалифицированного специалиста, выполняющего функции руководителя – лидера организации, конкурентоспособного на рынке труда, эффективно осуществляющего взаимодействие в профессиональной среде, обладающего социальной мобильностью и пользующегося устойчивым спросом в среде работодателей.
Учебный процесс, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация в магистратуре организуются в соответствии с ФГОС ВПО, учебным планом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения. Обучение по магистерским программам опирается на активную самостоятельную работу магистранта. Организация учебного процесса в магистратуре должна обеспечивать эффективный контроль научного руководителя магистранта за самостоятельной работой последнего.
Каждый магистрант обеспечивается полным комплектом учебной и учебно-методической литературы и документации, а также тех источников учебной информации, которые предусмотрены рабочей программой дисциплины в качестве основных. Преподаватели, ведущие занятия с магистрантами, должны применять прогрессивные образовательные технологии и обеспечивать инновационное содержание образования.
Кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин магистерской программы, должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к требованиям их будущей профессиональной деятельности. Ответственность за методическое обеспечение учебного процесса в магистратуре несет профильная кафедра, за которой закреплена соответствующая магистерская программа. Нормы времени для расчета учебной нагрузки, выполняемой преподавателями в рамках реализации магистерских программ, устанавливаются приказом ректора университета. Общее число штатных преподавателей – докторов наук, профессоров соответствующего профиля по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин, входящих в двухлетнюю программу специализированной подготовки магистрантов, должно составлять не менее трех.
Учебно-методическое управление КубГУ в соответствии с утвержденной анкетой ежегодно организует опрос магистрантов по вопросам качества преподавания и эффективности организации учебного процесса.
Согласно целям основной образовательной программы и задачам профессиональной деятельности выпускник с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями:
1) универсальными (общенаучными):
- владение модернизированными ресурсами современной системы знаний, умение организовывать, направлять и корректировать поиск, обработку и использование необходимой информации в профильных видах деятельности;
- владение профессиональными навыками построения и осуществления самостоятельной научно-исследовательской и проектно-организационной деятельности;
- навыки постоянного обновления составляющих научных знаний и содержания профессиональных представлений, навыки поиска, оценки, выбора, освоения, адаптации и владения процедурами подбора состава, постановки задачи и обеспечения ее решения путем организации конструктивного сотрудничества руководителей, специалистов и исполнителей отраслевой организации;
2) профессиональными:
а) должностными:
- владение средствами и методами обеспечения исполнения пакета законодательных актов и подзаконных положений формирования, функционирования и развития отраслевой организации;
- навыки формирования и модернизации состава, распределения и исполнения полномочий должностей и подразделений организации отраслевой сферы деятельности;
- готовность принимать необходимые управленческие решения, разрабатывать методы их реализации и обеспечивать выполнение решений, исходя из конкретных отраслевых и профильных задач;
- готовность к содержательному определению и профессиональному исполнению обязанностей руководителя группы, подразделения, организации;
- способность проектирования и осуществления процесса управления и участие в нем в качестве организатора и руководителя постановки и достижения цели;
б) организационными:
- владение выбором и применением форм и методов разработки и осуществления функционального взаимодействия сотрудников и контрагентов организации;
- владение методами оценки сотрудников с целью подбора, адаптации и применения целевых конфигураций профессионального взаимодействия;
- способность квалифицированно, оперативно и адекватно организовать конструктивное взаимодействие с коллегами в профессиональной и отраслевой средах;
- готовность организовать и проводить учебно-методическую и воспитательную работу с персоналом в отраслевой организации;
- способность к разработке, применению и модернизации положений, определяющих процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее;
в) профильными:
- владение ресурсами применения современных научных представлений, передовым опытом и актуальными инновационными разработками по повышению эффективности функционирования систем управления;
- владение профессиональными ресурсами адаптированного и перманентного сопровождения процесса управления, необходимым информационным обеспечением;
- навыки конструктивного участия в организации процессов для достижения корпоративных целей путем выработки способности к принятию и реализации управленческого воздействия;
- способность к конструктивному анализу содержания и результатов деятельности, оценке уровня ее выполнения, выработке предложений по совершенствованию систем и процессов управления;
- устойчивая ориентация на постоянное повышение собственного профессионально квалификационного уровня освоения, исполнения и развития востребованных ключевых компетенций;
- способность отбирать, анализировать, синтезировать, генерировать профильную информацию для обоснования разработки и принятия решений по управлению отраслевой организацией;
- владение методами целеполагания и проектирования стратегических и тактических программ деятельности в функциональной области управления организацией;
- способность формулировать и решать задачи, возникающие в ходе производственной и управленческой деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
- готовность профессионально ставить и организовывать решение задач по формированию, развитию и совершенствованию систем управления организации;
- способность выбирать необходимые формы и методы решения задач управления отраслевой организацией, разрабатывать и применять новые методы, исходя из задач конкретной организации;
г) специальными:
- умение анализировать структуру участников корпоративных отношений, выявлять ключевых участников и их интересы, институциональную среду организации; организовывать взаимодействие между участниками корпоративных отношений, корпоративные процедуры в компании, использовать в работе стандарты и кодексы;
- знание корпоративной культуры, нормативно-правовой базы корпоративного управления и способность отстаивать интересы организации, умение регулировать конфликты.
Основные образовательные программы магистратуры (ООП)разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки с учетом потребностей рынка труда и включают в себя документы, регламентирующие содержание образования, организацию и технологии образовательного процесса, содержание и порядок аттестации магистрантов.
При разработке ООП необходимо создать условия для формирования социально-личностных компетенций выпускников, исходя из их интересов, потребностей и прав личностей. Магистрантам предоставляется возможность выбора траектории обучения. Дисциплины по выбору магистранта должны быть в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла.
В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре промежуточной и итоговой аттестации магистрантов, к выпускным квалификационным работам определяются высшим учебным заведением с использованием сформированных в вузе фондов аттестационных заданий.
Магистранты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории магистрант имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию). Магистранты имеют право на сдачу дополнительных государственных экзаменов по дисциплинам, которые входят в перечень вступительных экзаменов в аспирантуру и экзаменов кандидатского минимума.
Практика магистрантов является составной частью основной образовательной магистерской программы. Объемы практики определяются ФГОС ВПО.
Конкретные виды практик определяются учебными планами вуза, содержание практики – выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам. Практика магистрантов проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Реализация основных образовательных программ подготовки магистрантов обеспечивается доступом каждого магистранта к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы. Для магистранта должна быть открыта возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки магистранта, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение предусмотренных учебным планом вуза всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы магистрантов и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, или устойчивыми связями с НИИ, предприятиями, предоставляющими базу для обеспечения эффективной научно-практической подготовки магистрантов.