Политика и процедуры курса
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
Факультет социальных наук
Кафедра социальной педагогики и самопознания
(наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
социальных наук
Б. КАШХЫНБАЙ
__________________
_______________ 2016 г.
Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus)
РР3216-4 Педагогическая психология
(код и наименование модуля)
по дисциплине РР3216-4 Педагогическая психология
для обучающихся специальности (ей) ____________
5В012300 Социальная педагогика и самопознание
(шифр и наименование специальности)
Астана
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева | Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus) | Издание: первое |
Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus) по дисциплине Педагогическая психология
Разработана на основании типовой учебной программы
Разработчик: Рахимжанова Майра Муратбековна к.п.н.,
(Ф.И.О., занимаемая должность, ученая степень)
Рассмотрено на заседании кафедры Социальной педагогики и самопознания
протокол № ____ от «___» __________2016 г.
Заведующий кафедрой ___________ Шалгынбева К.К.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено на заседании Учебно-методической комиссии факультета социальных наук «___» __________2016 г. протокол № ____
Председатель УМК факультета социальных наук ________ _______________________
ФЕНУ 703-13-16. Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus). Издание: первое
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева | Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus) | Издание: первое |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Краткое описание дисциплины
Цель изучения учебной дисциплины:
Основной цельюкурса является формирование теоретических и эмпирических знаний по вопросам Педагогической психологии. Освоение методов воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, применение в практической деятельности системе образования и в других отраслях жизни общества.
Задачи изучения дисциплины
1. Формирование психологической позиции студента.
2. Изучение понятий и научно-упорядоченных представлений о закономерностях связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого.
3. Овладение специальными знаниями индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность учебного процесса.
4. Развитие интереса у студентов к фактам и закономерностям эффективного умственного развития и условий взаимоотношений между педагогом и учащимися.
Пререквизиты
Для освоения содержания Педагогической психологии необходимы знания, умения и навыки приобретенные при изучении следующих дисциплин: общей психологии, философии, педагогики, возрастной психологии.
Постреквизиты
Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: педагогика, девиантология.
Выписка из учебного плана
Курс 3
Семестр 4
Количество кредитов 2
Виды занятий | Общее количество часов |
Лекции | |
Практическое занятие | |
Семинарское занятие | |
Итого |
ФЕНУ 703-13-16. Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus). Издание: первое
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева | Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus) | Издание: первое |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ПО МОДУЛЯМ
( в академических часах)
№ недели | Наименование модуля и программного материала | Количество часов |
Лекция 1 1.1 Тема занятия: История становления педагогической психологии План 1.2 Определение педагогической психологии. 1.3 Становление и развитие педагогической психологии. СРОП Темы и задания: 1.1 Этапы становления педагогической психологии. 1.2 Влияние основных направлений развития психологии на становление и развитие педагогической психологии. 1.3 О развитии педагогической психологии и его значимости. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | ||
Лекция 2 2.1 Тема занятия: Предмет и задачи педагогической психологии План 2.2 Предмет педагогической психологии. 2.3 Основные задачи педагогической психологии. 2.4 Основные проблемы педагогической психологии. СРОП Темы и задания: 2.1 История развития педагогической психологии. 2.2 Суть единства возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о детях. 2.3 Основные сферы действия педагогической психологии и педагогики. 2.4 Основные ветви педагогической психологии. 2.5 Характеристика основных проблем педагогической психологии. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | ||
3. | Лекция 3 3.1 Тема занятия: Методы педагогической психологии План 3.1 Основные методы педагогической психологии. 3.2 Классификация методов психолого-педагогического исследования. 3.3 Этапы психолого-педагогического исследования. 3.4 Основные виды эксперимента в педагогической психологии и их сравнительная характеристика. СРОП Темы и задания: 3.1 Характеристика основных методов педагогической психологии. 3.2 Особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях. 3.3 Достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях. 3.4 Метод эксперимента и основные требования к его применению в педагогической психологии. 3.5 Основные виды эксперимента в педагогической психологии и их сравнительная характеристика. 3.6 Суть формирующего эксперимента в педагогической психологии. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
4. | Лекция 4 4.1 Тема занятия:Психология педагогической деятельности План 4.1 Определение педагогической деятельности. 4.2 Отличительные особенности педагогической деятельности. СРОП Темы и задания: 4.1 Психология педагогической деятельности. 4.2 Основные виды педагогической деятельности. 4.3 Различные подходы к выделению структуры педагогической деятельности. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
5. | Лекция 5 5.1 Тема занятия: Психология личности учителя План 5.2 Классификация знаний и умений учителя. 5.3 Профессиональные психологические умения учителя. 5.4 Профессиональные важные качества учителя. СРОП Темы и задания: 5.1 Профессионально-педагогические качества личности. 5.2 Структура педагогических способностей. 5.3 Личностная направленность в структуре субъекта педагогической деятельности. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
6. | Лекция 6 6.1 Тема занятия: Мотивы профессиональной деятельности План 6.2 Понятие деятельности. 6.3 Личностно-деятельностный подход . 6.5 Психологическая готовность к труду учителя. СРОП Темы и задания: 6.1 Личностно-деятельностный подход с позиции педагога. 6.2 Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося. 6.3 Педагогические способности и стили деятельности. 6.4 Система требований, определяющих этику отношений между учителем и учащимися. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
7. | Лекция 7 7.1 Тема занятия: Психология педагогического коллектива План 7.2 Психологические основы организации педагогической деятельности. 7.3 Этапы становления педагогической деятельности. СРОП Темы и задания: 7.1Основные компоненты структуры педагогической деятельности. 7.2 Предмет и средства педагогической деятельности. 7.3 Основные функции педагогической деятельности 7.4 Основные уровни продуктивности педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
8. | Лекция 8 8.1 Тема занятия: Педагогические умения. Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций План 8.2 Общая характеристика педагогических умений. 8.3 Стиль педагогической деятельности. СРОП Темы и задания: 8.1 Основные педагогические умения по описанию А.К. Марковой. 8.2 Индивидуальный стиль деятельности. 8.3 Виды стилей педагогической деятельности. 8.4 Основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера по А.Я. Никоновой, А.К. Марковой. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
9. | Лекция 9 9.1 Тема занятия: Психологические механизмы воспитания. Основные методы воспитательного воздействия и взаимодействия План 9.2 Основные психологические механизмы воспитания. 9.3Содержание методов воспитания. СРОП Темы и задания: 9.1 Понятие и сущность методов воспитания. 9.2 Классификация методов воспитания по источникам познания. 9.3 Особенности применения метода убеждения в воспитании. 9.4 Основные приемы воспитания и методы влияния. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
10. | Лекция 10 10.1 Тема занятия: Ученик как субъект воспитания План 10.2 Сущность воспитания. Цели воспитания. 10.3 Виды воспитания. Классификация видов воспитания с содержательной точки зрения. 10.3 Особенности взаимосвязи обучения и воспитания. СРОП Темы и задания: 10.1 Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии и показатели воспитанности. 10.2 Основные показатели воспитанности (Н.Е. Щуркова; А.К. Маркова). 10.3 Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации. 10.4 Основные классификации видов воспитания. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
11. | Лекция 11 11.1 Тема занятия: Обучение и развитие План 11.2 Современные теории обучения. 11.3 Оптимизация процесса обучения. СРОП Темы и задания: 11.1 Влияние обучения напознавательную сферу учащихся на развитие его личности 11.2 Выявление условий, реализация которых в учебной деятельности приводит к высоким показателям развития учащихся. 11.3 Раскрыть понятие зона ближайшего развития введенного Л.С.Выготским. 11.4 Типы учения по П.Я. Гальперину. 11.5 Система развивающего обучения Э. Давыдова. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
12. | Лекция 12 11.1 Тема занятия: Психологические особенности применения индивидуального и дифференцированного подхода в обучении План 11.2 Развитие учебной мотивации у школьников. 11.3 Особенности деятельностной теории учения. 11.4 Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. СРОП Темы и задания: 11.1 Пути формирования учебной мотивации 11.2 Организация работы над предметом малыми группами по В.Моргун. 11.3 Проблемность обучения в познавательной мотивации. 11.4 Об экспериментальном обучении (по программе В.В. Давыдова). 11.5 Уровни развития учебной мотивации у школьников по А. К. Марковой. 11.6 Индивидуальная и дифференцированная работа при коррекции мотивов учения. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
13. | Лекция 13 13.1 Тема занятия: Концепции об обучении и их психологические основания. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского. План 13.2 Концепция развития и обучения Л.С. Выготского. 13.3 Положения периодизации развития Д.Б. Эльконина . 13.4 Научение и учение. СРОП Темы и задания: 13.1 Основы Концепции развития и обучения Л.С. Выготского. 13.2 Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. 13.3 Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина. 13.4 Классификация различных типов научения (В.Д. Шадриков). 13.5 Основные проблемы теории научения. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
14. | Лекция 14 14.1 Тема занятия: Психология учебной деятельности План 14.2 Сущность учения и его закономерности. 14.3 Закономерности процесса усвоения. СРОП Темы и задания: 14.1 Основные виды познавательной деятельности. 14.2 Закономерности процесса усвоения. 14.3 Теории поэтапного формирования умственных действии, в трудах П.Я. Гальперина. 14.4 Развитие познавательной деятельности в процессе обучения. 14.5 Формирование приемов познавательной деятельности в деятельностной теории учения. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого | |
15. | Лекция 15 15.1 Тема занятия: Психологический анализ урока в деятельности педагога План 15.2 Общая характеристика психологического анализа урока. 15.3 Уровни (этапы) психологического анализа урока. СРОП Темы и задания: 15.1 Форма психологического анализа урока. 15.2 План психологического анализа урока. 15.3 Объекты психологического анализа урока. 15.4 Предваряющий психологический анализ урока. 15.5 Текущий и ретроспективный психологический анализ урока. Сроки сдачи СРОП - еженедельно Итого |
ФЕНУ 703-13-16. Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus). Издание: первое
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева | Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus) | Издание: первое |
4.Краткая организационно-методическая характеристика дисциплины
Виды контроля учебных достижений:
Рубежный 1 Перечень вопросов
Рубежный 2 Перечень вопросов
Итоговый:
(Формы текущего и рубежного контроля определяется преподавателем самостоятельно)
(Форма итогового контроля определяется кафедрой)
Политика и процедуры курса
Изучение учебной дисциплины Педагогической психологии является обязательным для студентов. Объем учебной нагрузки составляет: 15 ч. лекционных занятий. Для студентов является обязательной активность в процессе всех видов занятий, которая оценивается на основе качества выступления, подготовки рефератов, предварительного выполнения заданий самостоятельной работы. Предусмотрено выполнение заданий всех видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый контроль.
Вписываются конкретные требования, которые преподаватель выдвигает к обучающимся при изучении данной учебной дисциплины
5.Система оценки результатов учебных достижений обучающихся
При заполнении данного раздела необходимо подробно расписывать требования, предъявляемые к каждой из оценок, чтобы обучающийся имел четкое представление о получаемой им оценке. Руководствоваться П ЕНУ 48-14 «Положение о контроле оценки учебных достижений обучающихся».