Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика

Выбор между активной и пассивной моделями макроэко­номической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последова­тельная макроэкономическая политика ("политика твердого кур­са", или "игра по правилам") предполагает заблаговременный

1 Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлипса. Политика стимулирования предложения".

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 259

выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги прави­тельства и Центрального Банка. "Твердый курс" означает, что меры правительства и Центрального Банка по изменению гос­расходов, налогов и денежной массы ограничиваются количест­венными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения зара­нее объявленных "правил игры".

Примером пассивной макроэкономической политики в рам­ках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного предложения на 3% в год неза­висимо от динамики уровня безработицы и других факторов.

Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть следующая:

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

u и и1 — фактический уровень безработицы в текущем и прошлом году (соответственно).

В обоих случаях твердым курсом ЦБ является, в терминах модели IS-LM, сдвиг кривой LM вправо, так как ЦБ стремится стабилизировать с помощью расширения денежного предложе­ния находящуюся в спаде экономику. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной — увеличивается в зависимости от глубины спада.

Непоследовательная макроэкономическая политика (поли­тика "свободы действий", или "свободы инициативы") означает, что правительство и Центральный Банк дают оценку экономи­ческих проблем в каждом конкретном случае, по мере их воз­никновения, и в каждый данный момент дискреционно подби­рают подходящий тип политики. Поэтому такую политику так­же называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискре­ционной фискальной политики, о которой шла речь в главе 6. "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количест­венных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

260 Макроэкономика

Опыт макроэкономического регулирования в индустриаль­ных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет не­оспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика сни­
жает риск принятия некомпетентных решений.

Некомпетентностьв экономической политике может быть связана не столько с некомпетентностью конкретных офици­альных лиц, сколько с двумя следующими обстоятельствами. Во-первых,некомпетентное решение правительства может воз­никнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов различных социальных групп. Во-вторых, несовер­шенство информацииявляется "питательной почвой" для дейст­вий дилетантов, предлагающих заманчивые, но малореалистич­ные программы быстрого разрешения сложных макроэкономи­ческих проблем.

При твердых курсах политики правительства и ЦБ снижа­ются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или "популярных" программ.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического
бизнес-циклана динамику уровней занятости, выпуска и ин­
фляции.

Политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетарной политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту пере­выборов относительно высокую занятость при относительно уме­ренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с по­мощью противоположной комбинации мер — сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся рос­том безработицы, а затем стимулирующую политику по увеличе­нию занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уров­нями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факто­ров циклических колебаний экономики.

Твердые курсы политики правительства и ЦБ позволяют отно­сительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возмож-

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 261

ность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном перио­де, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверияэко­номических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

Проблема недовериясвязана не столько с недоверием к от­дельным официальным лицам, сколько с возможными отказами правительства и ЦБ от своих обещаний по проведению тех или иных экономических мер. Например, при произвольной макро­экономической политике правительство может объявить о льгот­ном налогообложении прибылей от инвестиций, чтобы привлечь капитал в определенные отрасли и регионы. Но когда капитал уже инвестирован, правительство может отказаться от своих обещаний по снижению налогообложения, так как это создает угрозу увеличения дефицита госбюджета. Другой пример: в целях стимулирования инноваций правительство выдает изобретателям новых видов продукции патенты, предоставляющие им моно­польное право использования ее в течение ряда лет и получения монопольной прибыли. Но после того, как изобретения уже сде­ланы, правительство может аннулировать патенты, чтобы сделать продукцию более доступной для потребителя.

В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" — не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются забло­кированными пессимистическими ожиданиями.

Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэконо­мической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Так, например, согласно кри­вой Филлипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий. Для уменьшения инфля­ционных ожиданий руководство ЦБ заявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБ появляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Поэтому, если маневры ЦБ не огра­ничены рамками "твердого курса", то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономи­ческий рост окажется "заблокированным" этим недоверием. Эта взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономи­ческого роста в различных группах стран представлена на рис. 12.1.

262 Макроэкономика

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

Примечание к рис. 12.1. Индекс доверия является совокупным показателем надежности правительства и Центрального Банка. Каждый из столбцов представляет собой среднюю арифметическую величину для группы стран. Гистограммы основываются на данных о регрессиях в инвестиционной деятельности за период с 1984 по 1993 годы (по тридцати трем странам) и росте ВВП (по тридцати двум странам), а так же индексе доверия, с учетом уровня дохода, образования и искажений в политике. Регион Южной и Юго-Восточной Азии, также как и регион Ближнего Востока и Северной Африки, представлен тремя странами.

Источник:. Государство в изменяющемся мире: Отчет о мировом развитии 1997. -Вашингтон: Всемирный Банк, 1997. С. 5.

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 263

Политика твердого курса, которая не сопровождается ни­какими обещаниями, вызывает у экономических агентов боль­ше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долго­срочных целей экономического роста.

12.4. Возможные "твердые курсы" фискальной и монетарной политики. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики

Некоторые возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговой по­литики правительства:

а) государственный бюджет, балансируемый ежегодно;

б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом
периоде:

- на циклической основе;

- на функциональной основе.

Курс правительства на ежегодно балансируемый госу­дарственный бюджет:

а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;

б) вызывает частые колебания налоговых ставок, которые
снижают инвестиционную активность;

в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения
в пользу будущего.

Данные таблицы 12.1 свидетельствуют о сложностях практической реализации курса на ежегодно сбалансированный бюджет.

264 Макроэкономика

Таблица 12.1. Ведущие индустриальные страны: динамика доли сальдо федерального бюджета и бюджета расширенного правительства в ВВП (в процентах)

 
I.Сальдо бюджета расширенного правительства в среднем по группе стран В том числе: -2,7 -4,5 -4,9   -4,2   -4,1   -3,4   -1,9   -1,3   -1,2   -1,1   -0,6  
США -3,3 -6,0 -5,1 -3,8 -3,3 -2,4 -1,2 -0,1 0,5 1,0 1,2
Япония 2,9 1,5 -1,6 -2,3 -3,6 -4,2 -3,4 -4,3 -7,1 -8,4 -6,7
Германия -3,1 -2,5 -3,2 -2,5 -3,2 -3,4 -2,6 -1,7 -1,1 -0,7 -1,0
Франция -2,2 -4,1 -5,9 -5,5 -5,5 -4,2 -3,0 -2,7 -1,8 -1,5 -1,0
Италия -10,0 -9,5 -9,4 -9,1 -7,6 -7,1 -2,7 -2,8 -1,9 -1,5 -1,0
Великобритания -2,2 -6,5 -8,0 -6,8 -5,8 -4,4 -2,0 0,2 0,3 0,2 0,2
Канада -7,2 -8,0 -7,6 -5,6 -4,3 -1,8 0,8 0,9 2,8 2,3 2,0
II.Сальдо бюджета федерального правительства - в среднем по группе стран В том числе: -3,2 -4,3 -4,4 -3,8 -3,4 -2,9 -1,7 -1,1 -0,8 -0,5 -0,2
США                      
Япония                      
Германия                      
Франция                      
Италия                      
Великобритания                      
Канада                      

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной пер­спективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики,ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количествен­ных соотношений, могут выступать следующие:

- снижение общего объема государственного долга;

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 265

- стабилизация соотношения долг/ВВП;1

- выравнивание темпов роста государственных расходов и
темпов роста ВВП;

- равенство или превышение чистого объема инвестиций над

чистым объемом государственного долга.

Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с эти­ми ограничениями. Без подобных ограничений динамика фак­тического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой.

Некоторые возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального Банка:

1) поддержание стабильного темпа изменения денежной
массы;

2) стабилизация рыночной ставки процента;

3) стабилизация номинального ВВП;

4) стабилизация номинального валютного курса.

При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на каждый год определенный уровень ее прирос­та и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной по­литики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение2. При такой политике кри­вая LM имеет положительный наклон: так как предложение денег стабильно, то более высокому уровню выпуска У? соот­ветствует более высокая ставка процента Л^ (см- Рис- 12.1). Этот курс ЦБ оказывается эффективным при относительно ста­бильной скорости обращения денег.

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

1 Подробнее об этом см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление
государственным долгом", а также Приложение 1.

2Подробнее об этом см. гл. 7 "Денежный рынок: спрос на деньги,
предложение денег, равновесие на денежном рынке" и гл. 8 "Банковская
система. Кредитно-денежная политика".

266 Макроэкономика

При стабилизации процентной ставки ЦБ изменяет денеж­ное предложение с помощью указанных инструментов таким образом, чтобы фактическая среднерыночная ставка процента приблизилась к избранному целевому ориентиру. Этот курс по­зволяет относительно сократить эффект вытеснениячастных инвестиций, сопровождающий стимулирующую фискальную политику. В то же время стабилизация ставки процента позво­ляет относительно стабилизировать динамику валютного курса, так как, при прочих равных условиях, между этими перемен­ными наблюдается положительная функциональная зависи-

мость

Стабилизация ставки процента графически может изобра­жаться в виде горизонтальной кривой LM, "зафиксированной" на уровне целевого ориентира rq (см. рис. 12.2).

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

Если правительство и ЦБ успешно координируют свои действия, то стабилизация ставки процента может быть достиг­нута при традиционных наклонах кривых IS и LM и их скоор­динированных сдвигах (см. рис. 12.3).

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

Антиинфляционный потенциал курса на стабилизацию темпов изменения денежной массы более высокий, чем курса

1 Подробнее об этом см. гл. 16 "Валютный курс". Стабилизация номи­нального валютного курса нередко является непосредственным целевым ориентиром Центрального Банка.

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 267

на стабилизацию рыночной ставки процента, однако в первом случае не удается избежать эффекта вытеснения.

Курс на стабилизацию номинального ВВП обладает наи­большим антиинфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВВП изменя­ется со значительным временным лагом к любым мерам. Этот курс предполагает "фиксацию" вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира yq (см. рис. 12.4).

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

Если фактический номинальный ВВП оказывается выше заданного, то ЦБ с помощью мер кредитно-денежной политики снижает денежное предложение, что сопровождается снижени­ем занятости и выпуска. Если фактический ВВП ниже задан­ного уровня, то ЦБ проводит кредитно-денежную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут ока­заться значительными, хотя в более долгом периоде стабилиза­ция выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы.

"Выпрямление" кривой LM, как правило, предполагает скоординированные действия ЦБ и правительства, так как кри­вая LM становится вертикальной при очень высоких ставках процента, которые сопровождаются минимизацией спекулятив­ного спроса на деньги и сохранением, по существу, только тран-сакционного спроса на деньги. Такое значительное повышение процентных ставок может быть достигнуто при долговом финан­сировании бюджетного дефицита в сочетании с ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ (см. рис. 12.5).

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика - student2.ru

268 Макроэкономика

Описанный курс политики оказывается наиболее эффек­тивным в ситуациях, когда снижение уровня инфляции стано­вится первоочередной целью макроэкономического регулиро­вания.

Опыт многих стран свидетельствует, что заслуживает дове­рияполитика ЦБ, которая обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы.Однако такая политика несовместима с фискальной политикой правительства, ориентированной на значительный дефицит госбюджета. Эта несовместимость объ­ясняется ограниченными возможностями долгового финанси­рования бюджетного дефицита и неизбежным усилением ин­фляционного давления даже в случае стабилизации темпа роста денежной массы. В условиях быстрого роста государственного долга экономические агенты не поверят обещанию ЦБ придер­живаться низкого темпа роста денежной массы, а недоверие неизбежно дестабилизирует общую макроэкономическую си­туацию. Поэтому систематический контроль правительства за динамикой бюджетного дефицита является необходимым усло­вием успешного проведения Центральным Банком антиинфля­ционной денежной политики.

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудняется рядом специфиче­ских обстоятельств. Во-первых,нередко отсутствует необходи­мый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и ЦБ — в частности. Во-вторых,объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еще более услож­няется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих,нередко отсутст­вуют необходимые социальные условия для обеспечения ус­пешного антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в России развитой инфра­структуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведе­ние жесткой антиинфляционной политики по методике "шоковой терапии".

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 269

Сочетание указанных обстоятельств приводит к преоблада­нию произвольной макроэкономической политики правитель­ства и ЦБ, которая не способствует укреплению доверия и пре­пятствует рационализации экономических ожиданий. Однако некоторые меры экономической политики — например, уста­новление валютного коридора — позволяют думать о том, что правительство и ЦБ начинают процесс "обучения" экономиче­ских агентов формам рационального поведения. В пользу выво­да о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, "рациональные" прогнозы будущего со­стояния экономики, исходя из которых негосударственный сек­тор будет принимать экономические решения.

В то же время на фоне негибкости рынка труда усиливает­ся тенденция к "жесткости" заработной платы и цен, корректи­ровки которых значительно расходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетного дефицита в ВВП России частично достигается путем "задержек" в выплате заработной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффекты антиинфляционной политики вряд ли могут оказаться долговременными.

Существенные сложности практического осуществления макроэкономической политики связаны с необходимостью координации "твердых курсов" правительства и Центрального Банка. Так, например, в странах с переходной экономикой финансирование значительных бюджетных дефицитов неинфля­ционными методами было практически невозможным, в особенности на начальном этапе трансформации. Поэтому мрнетизация бюджетного дефицита использовалась фактически повсеместно (см. табл. 12.2).

270 Макроэкономика

Таблица 12.2. Монетизация и небанковские источники

Наши рекомендации