Работа над пересказом. Сложные предложения
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Задания
v Предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы:
Что делали мальчики?
Что делал котенок Васька?
Где лежала шляпа?
Почему мальчики прыгнули на диван?
Почему мальчики побежали на кухню?
Как мальчики хотели испугать шляпу?
Чем мальчики кидали в шляпу?
Почему шляпа подпрыгнула?
v Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми — типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и рассказать историю. Сначала ребенок почти дословно (по модели) передает содержание истории. Хотя это еще неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.
v Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов:
земля, шашки, колонна, горы, овсянка, язычок;
идет человек (дождь, весна, письмо);
свежий ветер (хлеб, новости);
легкое задание (пальто и т.п.).
Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения:
Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.
(В. Орлов)
***
Идем вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, отчего так зябнут ноги?
(Б. Заходер)
ЗА ЧТО?
Кит по грязи смело шлепал — Папа сына крепко шлепал.
Кит обои отодрал — Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюлю всыпал — Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил — Вновь от папы получил.
Папа знал, что бить — не дело, Но упрямства не терпел.
Думал Кит, что бит за дело, И поэтому терпел.
Как-то муха в суп попала, И опять ему попало.
Разобиделся тут Кит: — Я, — кричит, Напрасно бит!
В суп сама она влетела! Так за что же мне влетело?
(В. Лунин)
ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ
Прислала мне тетя
Печенья,
Конфет,
Варежки,
Шарф
И горячий привет.
Вот варежки,
Шарф
И конфеты
С печеньем...
Где же привет?
Я ищу с нетерпеньем. И с чем он: С грибами? С капустой? С вареньем?
Наверное, мама Привет этот прячет, Чтобы остыл: Видно, очень горячий.
(О.Дриз)
v Спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл пословиц, поговорок.
Окончил дело — гуляй смело.
Поспешишь — людей насмешишь.
Маленький да удаленький.
Март — с водой, апрель — с травой, май — с цветами.
Чего словом не расскажешь, того и пальцем не расты-чешь.
v Разберите значение идеом (устойчивых фразеологических словосочетаний). Используйте их в собственной речи.
С глазу на глаз.
Спустя рукава.
Сломя голову.
Ломать голову.
Стоять на часах.
Сидеть под замком.
Уйти с головой в книгу.
v Учите отгадывать загадки.
«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки предметов». (С. Бондаренко )
Они отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки.
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!» (Д.Хармс)
ЗАГАДКА
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост Из вод построен над водами.
Чудесный вид! Огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл, Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!
Идешь к нему — он прочь стремится, И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним.
(В.Жуковский)
ИГРА В РИФМЫ
Буква Л, придя на сквер,
Повстречала букву Р.
Говорит: «Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например».
Л сказало: Желтый лис...
Р сказало: ... варит ... (рис).
Л сказало: Лису уголь...
Р сказало: ... возит... (угорь).
Л сказало: Просят ламу...
Р сказало: ... вставить... (раму).
Л сказало: Я из ложи...
Р сказало: ... корчу ... (рожи).
Л сказало: Очень жалко,
Что исчез наш колобок.
Р сказало: Очень ... (жарко) —
Он забрался ... (в коробок).
Л сказало: Сбиться с лада...
Р сказало: ... ты не ... (рада)!
Л сказало: Дай иглу!
Р сказало: Кончай ... (игру). (Я. Козловский)
ПУТАНИЦА
Вот бутон, Молоко течёт в А вот – батон Бидон, Вот бидон, А на стройке есть А вот – питон. Бетон. Ну а вот – бетон. . Повтори и ты мне в тон:
В печке выпечен Где бутон,
Батон, А где батон,
А в петлицу вдет Где бидон, а где питон,
Бутон, Ну и где – бетон.
По траве ползет Раз, два, три, четыре, пять, Питон, Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен
Бидон,
А в петлицу вдет
Питон,
По траве ползет
Бетон,
Молоко течет в
Батон,
А на стройке есть
Бутон.
— Нет, не так!
Нет, не так!
— Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон, Где бидон, А где питон, Ну и где — бетон.
(Н.Матвеева)
Предложите ребенку узнать предмет по описанию. Хорошо, если малыш попробует сам придумывать загадки.
v Чаще включайте в совместный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т.п.).
Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок при письме.
v Развивайте умение задавать информативные вопросы.
Учитывайте уровень развития ребенка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребенок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определенным социальным опытом. Приведем пример неудачного общения из-за разницы в социальном опыте.
Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
— Дело в том, что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе — железо, которое
вступает с кислородом, который есть в воздухе, в химическую реакцию, и получается окисление. В
результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина, потом ребенок робко спрашивает:
— Пап, а ты сейчас с кем разговариваешь?
(По кн. И.Л. Горелова, К.Ф. Седых)
Отчетливое произношение
Хорошая дикция — умение ясно, отчетливо произносить звуки — возможна при правильной, координированной работе органов артикуляции: языка, зубов, губ, мягкого нёба. Решить, есть ли у Вашего ребенка нарушение звукопроизношения, может логопед.
Иногда родители, желая самостоятельно помочь ребенку, предлагают ему произносить скороговорки. В скороговорках умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. Нельзя заставлять ребенка проговаривать скороговорки, если он неправильно произносит звуки.
До консультации логопеда, Вы можете учить ребенка различать близкие по звучанию слова, например: кашка — каска, колобок — коробок, бочка — почка, дочка — точка, мишка — миска.
Логопед составит индивидуальную коррекционную программу, предложит задания и упражнения необходимые Вашему ребенка.
Учимся общаться. Этикет
— Речевое развитие ребенка предполагает умение не просто порождать и понимать высказывание, но и владеть различными моделями речевого поведения, присущими социальной среде. Это умение свидетельствует о языковой компетентности человека, формирует его личность, от него (как показывают исследования психологов) во многом зависят успехи в школьном обучении.
ЗАДАНИЯ
v Используйте импровизированные диалоги.
v «Прогноз погоды». Предложите ребенку рассказать о погоде.
v Запишите на автоответчик сведения о том, когда можно будет поговорить с Вами по телефону.
v Хорошим практическим заданием являются телефонные разговоры. Отработайте следующие темы:
— разговор с заболевшим другом (посоветуйте что-нибудь от икоты, от кашля и т.п.);
— приглашение на прогулку, на день рождения;
— обсуждение, что подарить другу;
— обсуждение рецепта какого-нибудь блюда.
v Проведите интервью на тему «Будущая профессия» {В.Драгунский «Друг детства»).
v Предложите ребенку поработать гидом (на прогулке, в зоопарке и т.п.).
v Прочитайте и обсудите с ребенком рассказ Н. Носова «Телефон», стихотворение «Счастливого пути!».
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Карета кое-как ползет, Усталый конь ее везет. Счастливого пути! Усталый человек идет, Рукой с лица стирает пот.
Счастливого пути!
А в океанах — корабли
От родины своей вдали.
Счастливого пути!
Пусть тот, кто едет и идет,
Всегда свой путь домой найдет.
Счастливого пути!
(Из голландской народной поэзии, пер. И. Токмаковой)