Работа над пересказом. Сложные предложения

Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелег­ко.

Задания

v Предложите сначала отвечать на конкретные воп­росы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шля­па», можно задать такие вопросы:

Что делали мальчики?

Что делал котенок Васька?

Где лежала шляпа?

Почему мальчики прыгнули на диван?

Почему мальчики побежали на кухню?

Как мальчики хотели испугать шляпу?

Чем мальчики кидали в шляпу?

Почему шляпа подпрыгнула?

v Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми — типа комиксов). Перепутайте кар­точки, а затем предложите разложить их правильно и рас­сказать историю. Сначала ребенок почти дословно (по мо­дели) передает содержание истории. Хотя это еще неструк­турированная речь, но она способствует использованию ус­тойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.

v Часто ребенок понима­ет многие слова в букваль­ном смысле. Поэтому необ­ходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, перенос­ное значение слов:

земля, шашки, колонна, горы, овсянка, язычок;

идет человек (дождь, весна, письмо);

свежий ветер (хлеб, но­вости);

легкое задание (пальто и т.п.).

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения:

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.

(В. Орлов)

***

Идем вперед

(Тирлим-бом-бом),

И снег идет

(Тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем-совсем не по дороге!

Но только вот

(Тирлим-бом-бом),

Скажите, от-

(Тирлим-бом-бом),

Скажите, отчего так зябнут ноги?

(Б. Заходер)

ЗА ЧТО?

Кит по грязи смело шлепал — Папа сына крепко шлепал.

Кит обои отодрал — Папа сына отодрал.

Кит песок в кастрюлю всыпал — Папа сыну сильно всыпал.

Двойку в школе получил — Вновь от папы получил.

Папа знал, что бить — не дело, Но упрямства не терпел.

Думал Кит, что бит за дело, И поэтому терпел.

Как-то муха в суп попала, И опять ему попало.

Разобиделся тут Кит: — Я, — кричит, Напрасно бит!

В суп сама она влетела! Так за что же мне влетело?

(В. Лунин)

ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ

Прислала мне тетя

Печенья,

Конфет,

Варежки,

Шарф

И горячий привет.

Вот варежки,

Шарф

И конфеты

С печеньем...

Где же привет?

Я ищу с нетерпеньем. И с чем он: С грибами? С капустой? С вареньем?

Наверное, мама Привет этот прячет, Чтобы остыл: Видно, очень горячий.

(О.Дриз)

v Спрашивайте у ребенка, как он понимает смысл по­словиц, поговорок.

Окончил дело — гуляй смело.

Поспешишь — людей насмешишь.

Маленький да удаленький.

Март — с водой, апрель — с травой, май — с цветами.

Чего словом не расскажешь, того и пальцем не расты-чешь.

v Разберите значение идеом (устойчивых фразеологи­ческих словосочетаний). Используйте их в собственной речи.

С глазу на глаз.

Спустя рукава.

Сломя голову.

Ломать голову.

Стоять на часах.

Сидеть под замком.

Уйти с головой в книгу.

v Учите отгадывать загадки.

«Загадки учат отыскивать сходство между самыми от­даленными, внешне несходными вещами на основании су­щественных свойств. Учат выделять существенные призна­ки предметов». (С. Бондаренко )

Они отличаются четкостью построения фразы, лаконич­ностью, образностью. Используйте фольклорные и литера­турные загадки.

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических

Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!» (Д.Хармс)

ЗАГАДКА

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост Из вод построен над водами.

Чудесный вид! Огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл, Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил!

Идешь к нему — он прочь стремится, И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним.

(В.Жуковский)

ИГРА В РИФМЫ

Буква Л, придя на сквер,

Повстречала букву Р.

Говорит: «Давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например».

Л сказало: Желтый лис...

Р сказало: ... варит ... (рис).

Л сказало: Лису уголь...

Р сказало: ... возит... (угорь).

Л сказало: Просят ламу...

Р сказало: ... вставить... (раму).

Л сказало: Я из ложи...

Р сказало: ... корчу ... (рожи).

Л сказало: Очень жалко,

Что исчез наш колобок.

Р сказало: Очень ... (жарко) —

Он забрался ... (в коробок).

Л сказало: Сбиться с лада...

Р сказало: ... ты не ... (рада)!

Л сказало: Дай иглу!

Р сказало: Кончай ... (игру). (Я. Козловский)

ПУТАНИЦА

Вот бутон, Молоко течёт в А вот – батон Бидон, Вот бидон, А на стройке есть А вот – питон. Бетон. Ну а вот – бетон. . Повтори и ты мне в тон:

В печке выпечен Где бутон,

Батон, А где батон,

А в петлицу вдет Где бидон, а где питон,

Бутон, Ну и где – бетон.

По траве ползет Раз, два, три, четыре, пять, Питон, Начинаю повторять:

В печке выпечен

Бутон,

А в петлицу вдет

Батон,

По траве ползет

Бидон,

Молоко течет в

Бетон,

А на стройке есть

Питон.

— Нет, не так!
Нет, не так!

— Ну тогда вот так:

В печке выпечен

Бидон,

А в петлицу вдет

Питон,

По траве ползет

Бетон,

Молоко течет в

Батон,

А на стройке есть

Бутон.

— Нет, не так!
Нет, не так!

— Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,

А где батон, Где бидон, А где питон, Ну и где — бетон.

(Н.Матвеева)

Предложите ребенку узнать предмет по описанию. Хоро­шо, если малыш попробует сам придумывать загадки.

v Чаще включайте в совместный досуг игры со слова­ми (ребусы, кроссворды и т.п.).

Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, слу­жат профилактикой ошибок при письме.

v Развивайте умение задавать информативные вопро­сы.

Учитывайте уровень развития ребенка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребенок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения необходимо не просто уз­навать слова, но и соот­носить их с опреде­ленным социальным опытом. Приведем пример неудачного общения из-за разницы в социальном опыте.

Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

— Папа, а почему, когда яблоко отку­сишь, оно делается коричневым?

— Дело в том, что в яблоке есть раз­ные химические ве­щества. В том числе — железо, которое
вступает с кислоро­дом, который есть в воздухе, в химичес­кую реакцию, и полу­чается окисление. В
результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина, потом ребенок робко спрашивает:

— Пап, а ты сейчас с кем разговариваешь?

(По кн. И.Л. Горелова, К.Ф. Седых)

Отчетливое произношение

Хорошая дикция — умение ясно, отчетливо произносить звуки — возможна при правильной, координированной ра­боте органов артикуляции: языка, зубов, губ, мягкого нёба. Решить, есть ли у Вашего ребенка нарушение звукопроизношения, может логопед.

Иногда родители, желая самостоятельно помочь ребен­ку, предлагают ему произносить скороговорки. В скороговор­ках умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми со­четаниями. Нельзя заставлять ребенка проговаривать ско­роговорки, если он неправильно произносит звуки.

До консультации логопеда, Вы можете учить ребенка раз­личать близкие по звучанию слова, например: кашка — кас­ка, колобок — коробок, бочка — почка, дочка — точка, миш­ка — миска.

Логопед составит индивидуальную коррекционную про­грамму, предложит задания и упражнения необходимые Ва­шему ребенка.

Учимся общаться. Этикет

— Речевое развитие ребенка предполагает умение не просто порождать и понимать высказывание, но и владеть различ­ными моделями речевого поведения, присущими социальной среде. Это умение свидетельствует о языковой компетентно­сти человека, формирует его личность, от него (как показы­вают исследования психологов) во многом зависят успехи в школьном обучении.

ЗАДАНИЯ

v Используйте импровизированные диалоги.

v «Прогноз погоды». Предложите ребенку рассказать о погоде.

v Запишите на автоответчик све­дения о том, когда можно будет пого­ворить с Вами по телефону.

v Хорошим практическим заданием являются телефонные разговоры. Отработайте следую­щие темы:

— разговор с заболевшим другом (посоветуйте что-нибудь от икоты, от кашля и т.п.);

— приглашение на про­гулку, на день рожде­ния;

— обсуждение, что подарить другу;

— обсуждение рецепта какого-нибудь блюда.

v Проведите интервью на тему «Будущая профессия» {В.Драгунский «Друг детства»).

v Предложите ребенку поработать гидом (на прогулке, в зоопарке и т.п.).

v Прочитайте и обсудите с ребенком рассказ Н. Носова «Телефон», стихотворение «Счастливого пути!».

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Карета кое-как ползет, Усталый конь ее везет. Счастливого пути! Усталый человек идет, Рукой с лица стирает пот.

Счастливого пути!

А в океанах — корабли

От родины своей вдали.

Счастливого пути!

Пусть тот, кто едет и идет,

Всегда свой путь домой найдет.

Счастливого пути!

(Из голландской народной поэзии, пер. И. Токмаковой)

Наши рекомендации