Виды речевой деятельности. Осознание цели и ситуации общения
Слушание.
Осознание цели и ситуации общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начинать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебными задачами (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Письменное изложение содержания прочитанного и прослушанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.д.).
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация в соответствии с ситуацией общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить, привлечь внимание и т.д.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст.Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение – повествование, сочинение – описание; сочинение – рассуждение.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
внеурочной деятельности «Мастерская речи»
• оформление газеты «Мастерская речи» по итогам месяца, четверти, года;
• летопись творческого объединения «Мастерская речи» (видео-, фотоматериалы);
• сборники детских произведений (рассказы, сказки, очерки, стихотворения);
· поздравительные открытки к праздничным датам;
· приглашения объявления к праздникам;
· экскурсия по выставке рисунков, книг и т.д.;
· портфолио достижений.
Примерное календарно-тематическое планирование
Класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся. | Формы проведения занятий |
1. | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по русскому языку. Определение учебных задач на год. | Рассматривать обложку учебника, титульный лист, систему условных обозначений, содержание (оглавление); определять учебные задачи на год. | Занятие. Читальный зал библиотеки. |
2. | Нормы речевого этикета. «Волшебные слова» русского языка. Создание сообщения «Почему слова называют волшебными?» | Исследование. | |
3 – 4. | Создание дневника записей мудрых мыслей. Обсуждение содержания дневника. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
5 – 6. | Комплексная работа с текстом: озаглавливание, составление плана, анализ содержания. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
7. | Составление устного рассказа на выбранную тему. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
8 – 9. | Работа с текстом. Восстановление деформированного текста: художественный текст, научно-познавательный текст. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
10 – 11. | Работа с лингвистическими словарями: толковым, словарем антонимов, словарем синонимов, словарём омонимов, фразеологизмов. Создание своего словаря. | Исследование. | |
12. | Анализ высказываний русских писателей о русском языке. Создание текста – рассуждения по одному из высказываний. | Урок - исследование. | |
13 – 14. | Изобразительно – выразительные средства русского языка: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Создание словаря средств художественной выразительности. | Урок - исследование. | |
15. | Создание текста на тему с использованием изобразительно- выразительных средств. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Урок - исследование. |
16 – 17. | Сочинение отзыв на книгу. Отзыв – синквейн. Отзыв. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
18 - 19. | Сочинение отзыв на репродукцию картины. Отзыв – синквейн. Отзыв. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
20 – 21. | Сочинение сказки по заданному началу. Редактирование сказки в соответствии с темой и главной мыслью. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
22 – 23. | Подготовка проекта и проект на тему «Говори правильно!». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
24. | Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моё любимое животное!». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
25 – 26. | Подготовка проекта и проект на тему «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина» ». | Определять тему проекта, обсуждать её в паре, группе, намечать план работы по проекту, отбирать необходимый материал по теме проекта, классифицировать его, группировать, преобразовывать и представлять, оценивать результат в соответствии с выработанными критериями. | Проектная деятельность. |
27 . | Создание текста – рассуждения по репродукции картины на тему «почему так называется?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
28. | Создание текста по рисунку с включением диалога. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
29. | Составление текста – рассуждения на тему «Почему важно заниматься спортом?». Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
30 - 31. | Подробное письменное изложение текста на основе составленного плана. Редактирование текста в соответствии с темой и главной мыслью. | Определять тему, главную мысль, отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, создавать тексты, редактировать тексты. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
32. | Работа с портфолио. Определение учебных задач на следующий учебный год. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. | |
33 – 34. | Презентация лучших творческих работ. | Фронтальная работа, работа в паре или группе. |
Литература:
1. Русский язык в начальных классах. Методика обучения./Под редакцией М.С. Соловейчик. – М., Академия, 2006 г.
2. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.