Проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо

Панфилов О.П. –профессор кафедры МБД, доктор биол. наук;

Борисова В.В. - доцент кафедры ТМФК и спорта,канд. пед. наук;

Корнеева Л.Н. - доцент кафедры МБД, канд. биол. наук

Сегодня, нет четких дефиниций в концептуальных понятиях: «компетенция» и «квалификация», «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации», не просматривается связь этих понятий с интегративно - модульными параметрами обучения. А именно в структуре этих понятий обозначаются цели современного образования, в которых они выступают активным ядром качества (В.И. Байденко, В.А. Магин). При этом мы разделяем мнение о том, что компетентностный подход существенно расширяет привычный для нас «ЗУН-овский» подход к образованию, который не отрицается, но дополняется личностными составляющими: ценностными, мотивационными, коммуникативными, регуляторными (Н.Н.Чесноков, В.Ф.Балашова).

Мы имеем собственное представление в части определения структуры понятийного аппарата интегративно- модульной системы в формате компетентностного подхода (ИМС ФКП),например, в подготовке специалиста и бакалавра педагогического образования по профилю «Физическая культура». В настоящее время нами активно проводятся исследования в этом направлении. В нашем понимании ИМС ФКП в рамках ГОС-3 имеет структурно-логический принцип поэтапного проектирования и реализации обучения. Ее неоспоримое преимущество в том, что в процессе обученияпредусматривается определенная (порой значительная) ротация новых и профилирующих дисциплин, гибкость методических приемов, использование дидактических материалов и программ. По-видимому, в соответствии с уровнем подготовленности специалиста, его эрудиции, реальных учебных возможностей удельный вес включения дисциплин учебного плана и компонентов ключевых компетенций и квалификаций на каждом этапе будет различным.

При этом нами выделено несколько этапов, в структуре которых ведущим обозначен антропологический принцип К.Д.Ушинского.

1.Проектировочно-конструктивный этап, в структуре которого два блока. В ПЕРВОМ БЛОКЕопределяются профили подготовки, общее количество и виды дисциплин, принципы интеграции по этапам в формате компетенций и компетентности, распределение материала по интегрированным формам занятий, включая СРС; возможные варианты перехода с репродуктивного на адаптивный и моделирующие уровни знаний; разработка макета модульной структуры учебного плана.

проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru

               
    проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru
      проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru
 
  проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru   проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru

       
  проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru   проектирование интегративно-модульной системы обучения на ффк в формате 3-го поколения гос впо - student2.ru

Роль ВТОРОГО БЛОКА первого этапа, на наш взгляд, заключается в:

* определении примерного процентного соотношения учебной нагрузки базовых, профильных, новых и смежных дисциплин данного модуля;* разработке критериев оценки компетентностей бакалавров и распределении балльно-рейтинговой квоты по периодам обучения; * разработке содержания компетентностей по блокам дисциплин профильной подготовки и специализации в модуле.

2. Базово-адаптивный (втягивающий) этап непременно опирается на ранее приобретенные знания, навыки и умения. Его цель - обеспечить освоение общепрофессионального материалас ориентацией и оптимальным акцентомдля дисциплины, модуля и в целом специальности. В этом случае формируется мотивация, обеспечивающая адаптированностьк предметамимодульной технологии ведения занятий.В соответствии с этим обеспечиваетсяпереход от репродуктивного к продуктивному и локально-системному характеру образовательного процесса.Здесь, уже в практическом режиме в полном объеме отрабатываются и реализуются уровни компетентности, ключевых компетенций (социально-информационных, когнитивных, коммуникативных, специальных); ключевых квалификаций (общепрофессиональных, психомоторных, персональных).

Следует отметить, что количество аудиторных часов составляют примерно 50-60% времени, отведенных учебным планом на изучение той или иной дисциплины. Как показывает наш опыт, наиболее оптимальной является следующее распределение времени между различными аудиторными формами занятий (таблица)

№ п/п Вид аудиторных занятий % от общего времени
1. Лекции 20/60
2. Лабораторно-практические занятия 16/50
3. Семинарские занятия 20/40

3.Основной, интегративно-адаптивный этап, на который отводится более 50% учебного времени. Основу образовательного процесса составляют интегрированные модули, представленные основными, профильными и смежными дисциплинами. Одна из основных задачэтапа – выход на 2-3 уровни интеллектуальной активности, освоение, окончательное формирование профессиональных компетенций и их распределение в полном соответствии с изучаемым материалом и этапами обучения. Здесь в полном объеме реализуются основные компоненты ключевых компетенций и квалификаций (социальные, информационные, когнитивные, специальные и т. д.), благодаря чему формируется умение селекционировать и применять знания в конкретных условиях. На этом этапе на основе компетентностного подхода студент обретает фундаментальную основу интегративно-модульного процесса образования, которая обеспечивает ему, в конечном итоге, самостоятельность профессионального творчества (эврестическо–исследовательской деятельности).

4.Адаптационно-вариативный, системно-моделирующий этап, в основе которого лежит создание (на основе компетентностного подхода) динамических интегративно-модульных блоков учебной деятельности с бально-рейтинговым контролем знаний. Главными задачами этапа являются:

* умение самостоятельно проектировать и разрабатывать средства, методы, методики и технологии, образовательные системы-модули, соответствующие текущим потребностям учебного процесса в конкретном образовательном учреждении;

*обеспечение выхода через локально-моделирующий на системно-моделирующий и креативно-исследовательский уровни образовательного процесса.

Таким образом, структура построения образовательного процесса с использованием ИМС ФКП можно представить схемой, отражающей этапы проектирования и реализации:

Наши рекомендации