Вставка стандартного колонтитула
Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы необходимо щелкнуть по кнопке Верхний колонтитул или Нижний колонтитул и в появившемся списке выбрать один из предлагаемых колонтитулов. В колонтитуле вместо подсказок можно ввести необходимый текст, который не обязательно должен соответствовать содержанию подсказки. Кроме текста можно вставлять таблицы и графические объекты.
Создание произвольного колонтитула
Для создания произвольного колонтитула необходимо дважды щелкнуть мышью по верхнему или нижнему полю страницы, в зависимости от создаваемого колонтитула. В поле колонтитула ввести необходимую информацию (текст, таблицы, графические объекты и т.п.). При необходимости вставки таких полей как: Номер страницы, Дата, Время, Автор и др. необходимо воспользоваться диалоговым окном Поле (Конструктор → Вставить → Экспресс-блоки → Поле). Далее выбрать нужное поле, указать свойства и нажать ОК (Рис. 16).
Рис. 16. Вставка полей в колонтитул
Удаление колонтитулов
Независимо от способа создания, для полного удаления колонтитула во вкладке Вставка в группе Колонтитулы необходимо щелкнуть по кнопке Верхний колонтитул и в появившемся меню выбрать команду Удалить верхний колонтитул. Аналогично можно удалить нижний колонтитул.
Нумерация страниц
В Word 2007 существует два основных способа нумерации страниц.
1. Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы щелкнуть по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выбрать один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или На полях страницы), а затем один из вариантов нумерации.
2. В группе Колонтитулы вкладки Работа с колонтитулами/Конструктор щелкнуть по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выбрать один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или и), а затем один из вариантов нумерации.
При создании нумерации, в случае, если номер на первой странице не нужен, необходимо установить курсор на любой странице кроме первой. Так как, в Word 2007 по умолчанию включена функция Различать колонтитулы первой страницы, то номера на первой странице не будет. Изменить состояние колонтитулов можно в окне Параметры страницы (Разметка страницы ® Параметры страницы ® Кнопка запуска окна диалога ® Источник бумаги ® поставить галочку Различать колонтитулы первой страницы).
Разрыв страниц
Инструменты создания разрывов и разделов в Word 2007 позволяют решить две важных задачи: разрыв страницы – привязать начало текста к новой странице; разрыв раздела – создать новый раздел, для которого можно будет индивидуально настроить оформление страницы (в первую очередь верхние колонтитулы, содержащие название текущего раздела, облегчающие ориентацию в большом документе). При активизации кнопки Отобразить все знаки разрыв страницы обозначается тонкой линией, состоящей из маленьких точек (рис. 17).
Рис. 17. Фрагмент документа с разрывом страницы
Чтобы добавить разрыв необходимо расположить курсор в нужном месте и на вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы нажать кнопку Разрывы. В появившемся диалоговом окне выбрать нужный тип разрыва.
Табуляция
Табуляция используется для выравнивания текста в пределах строки. Позиции табуляции позволяют перемещать курсор по строке клавишей клавиатуры TAB на определенные расстояния от левого поля. Отметки позиций табуляции можно рассмотреть на горизонтальной линейке (Рис. 19).
В Word для установки табуляций используется горизонтальная линейка или диалоговое окно Табуляция, (Главная →Абзац →Табуляция) (Рис. 18).
Рис. 18. Диалоговое окно Табуляция
Чтобы создать табуляцию с помощью линейки необходимо:
· выделить абзац(ы), или расположить текстовый курсор в том месте, откуда планируется начать новый абзац, содержащий табуляцию;
· установить требуемый тип табуляции (Рис. 19);
· щелкнуть по линейке. Это действие вставит маркер табуляции. Маркер можно перемещать по линейке с помощью мыши или удалять (переместить значок за пределы линейки).
Рис. 19. Типы табуляции
Сноски
Сноски используются в документе для пояснений, комментариев и ссылок на другие документы. При этом для подробных комментариев лучше использовать обычные, а для ссылок на источники - концевые сноски. По умолчанию обычные сноски помещаются внизу страницы, а концевые - в конце документа.
Сноска состоит из двух связанных частей: знака сноски и текста сноски. Знак сноски - число, знак или сочетание знаков, указывающие на наличие в сноске дополнительных сведений.
По виду знака сноски классифицируются:
· нумерованные (1, 2, 3 или I, II, III или А, В, С и т.д.);
· маркированные ( # или Ò или § или & и т.д.).
Ограничения на длину и оформление текста сносок отсутствуют. В документе производится автоматическая нумерация сносок: сквозная по всему документу, или отдельно для каждого раздела, или отдельно для каждой страницы. При перемещении, копировании или удалении фрагмента текста, содержащего знак сноски, текст сноски автоматически также перемещается, копируется или удаляется.
Для вставки сносок необходимо выполнить следующие действия:
· расположить курсор в требуемой позиции (то место в тексте, где появится знак сноски);
· на вкладке Ссылки в группе Сноски нажать кнопку запуска окна диалога. Откроется диалоговое окно Сноски (Рис. 20);
· выбрать тип сноски, формат и нажать Вставить. В тексте появится знак сноски, а внизу страницы (документа) откроется область сносок, в которую нужно ввести требуемый текст.
Рис.20. Вставка сносок
Задание по работе
Документы сохранять с указанными ниже именами в своей папке на диске.
Задание 1
1. Создайте документ в соответствии с образцом, отформатируйте его используя следующие настройки:
Заголовок - размер шрифта 14, шрифт полужирный, выравнивание по центру, все буквы прописные;
Основной текст - размер шрифта 14, шрифт обычный, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,0, междустрочный интервал полуторный;
2. Сохраните документ под именем Образец.
3. Копированием всего текста увеличьте объем документа до 5 страниц.
4. Вставьте разрывы страниц в следующих местах (Разметка страницы → Параметры страницы → Разрывы):
· пустую страницу в начале документа;
· после каждой подписи Дейл Карнеги;
· пустую страницу в конце документа.
5. Сохраните документ под именем Образец_1.