Рекомендации для родителей. Тема недели - «Народные праздники на Руси

Уважаемые родители!

Тема недели - «Народные праздники на Руси. Народный фольклор».

Дети узнали о праздновании Нового года и Рождества на Руси в древности, о традици­ях, сложившихся в народе при праздновании Нового года.

В частности, дети узнали о том, что в древности начало года приходилось на весну и совпадало с началом весенних полевых работ. Позже, в средние века, празднование Ново­го года было перенесено на 1 сентября. К этому времени завершались основные полевые работы по уборке урожая.

Только при Петре I приход Нового года стали отмечать 1 января. Эта традиция пришла к нам из стран Западной Европы.

В разных странах этот праздник отмечают по-разному, у разных народов сложились свои традиции и обычаи при встрече Нового года.

В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах на­водили порядок, выбрасывали старые, ненужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно - этот обычай император Петр I также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечнозеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение.

Дети узнали, что неделя между новогодним праздником и Рождеством на Руси называ­ется святочной неделей. Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряжение и колядование.

С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки: и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.

Рекомендуем вам побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества. Придумайте вместе с ними новые колядки с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.

Стихотворение для заучивания.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит.

И. Никитин 90


Рекомендации для родителей. Тема недели - «Народные праздники на Руси - student2.ru


Рекомендации для родителей. Тема недели - «Народные праздники на Руси - student2.ru


Рекомендации для родителей. Тема недели - «Народные праздники на Руси - student2.ru


Библиография

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.

3. Агеева СИ. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. - М., 1995.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского са­
да. - М., 1999.

5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 1998.

6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекоменда­
ции.-М., 2005.

7. Детские народные подвижные игры. - М., 1997.

8. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1998.

9. Комарова Т.С, Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразитель­
ное искусство детей в детском саду и школе. - М., 2000.

10. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культу­
ры.-СПб., 1997.

12. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы
с родителями в дошкольных учреждениях. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.

13. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000.

14. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова,
А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. - М., 1996.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005.

16. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности
«Открой себя». - М., 2000.

17. Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах
России.-М., 1987.

18. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1980.

19. Сказочная хрестоматия «Про Небо и Землю». Составители Ашиков В.И., Ашикова С.Г. -
М., 1999.

20. Соколова С. Сказки из бумаги. - СПб., 1998.

21. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методиче­
ские рекомендации. - М., 2005.

22. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М., 1978.

23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996.

24. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль, 1998.

25. 365 развивающих игр / Сост. Беляков Е.А. - М., 1999.

26. Учимся думать. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. - СПб., 1994.

27. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М., 1985.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................................... 3

Часть 1. Тематическое планирование в разновозрастных группах для детей 4-6 лет. Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса

в разновозрастных группах детей...................................................................................... 5

Примерное планирование занятий по теме «Овощи и фрукты» в разновозрастных группах.8 Примерное планирование занятий по теме «Золотая осень»

в разновозрастных группах .............................................................................................. 12

Часть 2. Примерное тематическое планирование в группах

детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)........................................................... 15

Тема № 1. «Правила и безопасность дорожного движения».................................................. 20

Тема №2. «Золотая осень».......................................................................................................... 26

Тема №3. «Деревья».................................................................................................................... 31

Тема № 4 . «Овощи и фрукты».................................................................................................... 36

Тема № 5. «Грибы».......................................................................... '............................................ 41

Тема №6. «Хлеб».......................................................................................................................... 46

Тема № 7. «Домашние животные».............................................................................................. 51

Тема № 8. «Дикие животные средней полосы России»........................................................... 56

Тема № 9. «Животный мир жарких стран»................................................................................ 61

Тема № 10. «Животный мир полярных районов Земли»......................................................... 66

Тема № 11. «Наземный транспорт»............................................................................................ 69

Тема № 12. «Водный транспорт»................................................................................................ 74

Тема № 13. «Воздушный транспорт»......................................................................................... 79

Тема № 14. «Зима»....................................................................................................................... 84

Тема № 15. «Народные праздники на Руси. Русский фольклор».......................................... 88

Тема № 16. «Русские обычаи - взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство»............... 91

Библиография............................................................................................................................... 94

ББК 74.900.6 С44

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор Т.С. Комарова

Скоролупова О.А.

С44Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в до-

школьных образовательных учреждениях. Часть 2. - М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003», 2006. - 112 с.

13ВЫ 5-98527-045-9

В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей стар­шего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформу­лированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой (2005).

Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые проис­ходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Даны также примеры инфор­мационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные об­разовательные учреждения.

Материалы книги особенно актуальны в связи с развитием различных форм дошкольно­го образования: на базе традиционных детских садов; на базе учреждений и организаций различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (общеобра­зовательные школы, учреждения дополнительного образования, культуры и здравоохране­ния); в условиях семейного воспитания. Таким образом, предлагаемое тематическое пла­нирование и материалы к занятиям могут быть использованы как педагогами, так и родите­лями, осуществляющими дошкольное образование детей в семье.

13ВМ 5-98527-045-9

© Скоролупова О.А., 2006

©ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006

Наши рекомендации