Рекомендации для родителей. Тема недели - «Народные праздники на Руси
Уважаемые родители!
Тема недели - «Народные праздники на Руси. Народный фольклор».
Дети узнали о праздновании Нового года и Рождества на Руси в древности, о традициях, сложившихся в народе при праздновании Нового года.
В частности, дети узнали о том, что в древности начало года приходилось на весну и совпадало с началом весенних полевых работ. Позже, в средние века, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. К этому времени завершались основные полевые работы по уборке урожая.
Только при Петре I приход Нового года стали отмечать 1 января. Эта традиция пришла к нам из стран Западной Европы.
В разных странах этот праздник отмечают по-разному, у разных народов сложились свои традиции и обычаи при встрече Нового года.
В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах наводили порядок, выбрасывали старые, ненужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно - этот обычай император Петр I также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечнозеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение.
Дети узнали, что неделя между новогодним праздником и Рождеством на Руси называется святочной неделей. Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряжение и колядование.
С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки: и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.
Рекомендуем вам побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества. Придумайте вместе с ними новые колядки с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.
Стихотворение для заучивания.
Встреча зимы
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит.
И. Никитин 90
Библиография
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.
3. Агеева СИ. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. - М., 1995.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского са
да. - М., 1999.
5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 1998.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекоменда
ции.-М., 2005.
7. Детские народные подвижные игры. - М., 1997.
8. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1998.
9. Комарова Т.С, Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразитель
ное искусство детей в детском саду и школе. - М., 2000.
10. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 1998.
11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культу
ры.-СПб., 1997.
12. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы
с родителями в дошкольных учреждениях. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
13. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000.
14. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова,
А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. - М., 1996.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005.
16. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности
«Открой себя». - М., 2000.
17. Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах
России.-М., 1987.
18. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1980.
19. Сказочная хрестоматия «Про Небо и Землю». Составители Ашиков В.И., Ашикова С.Г. -
М., 1999.
20. Соколова С. Сказки из бумаги. - СПб., 1998.
21. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методиче
ские рекомендации. - М., 2005.
22. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М., 1978.
23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996.
24. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль, 1998.
25. 365 развивающих игр / Сост. Беляков Е.А. - М., 1999.
26. Учимся думать. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. - СПб., 1994.
27. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М., 1985.
Оглавление
Введение.......................................................................................................................................... 3
Часть 1. Тематическое планирование в разновозрастных группах для детей 4-6 лет. Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса
в разновозрастных группах детей...................................................................................... 5
Примерное планирование занятий по теме «Овощи и фрукты» в разновозрастных группах.8 Примерное планирование занятий по теме «Золотая осень»
в разновозрастных группах .............................................................................................. 12
Часть 2. Примерное тематическое планирование в группах
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)........................................................... 15
Тема № 1. «Правила и безопасность дорожного движения».................................................. 20
Тема №2. «Золотая осень».......................................................................................................... 26
Тема №3. «Деревья».................................................................................................................... 31
Тема № 4 . «Овощи и фрукты».................................................................................................... 36
Тема № 5. «Грибы».......................................................................... '............................................ 41
Тема №6. «Хлеб».......................................................................................................................... 46
Тема № 7. «Домашние животные».............................................................................................. 51
Тема № 8. «Дикие животные средней полосы России»........................................................... 56
Тема № 9. «Животный мир жарких стран»................................................................................ 61
Тема № 10. «Животный мир полярных районов Земли»......................................................... 66
Тема № 11. «Наземный транспорт»............................................................................................ 69
Тема № 12. «Водный транспорт»................................................................................................ 74
Тема № 13. «Воздушный транспорт»......................................................................................... 79
Тема № 14. «Зима»....................................................................................................................... 84
Тема № 15. «Народные праздники на Руси. Русский фольклор».......................................... 88
Тема № 16. «Русские обычаи - взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство»............... 91
Библиография............................................................................................................................... 94
ББК 74.900.6 С44
Рецензент
Доктор педагогических наук, профессор Т.С. Комарова
Скоролупова О.А.
С44Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в до-
школьных образовательных учреждениях. Часть 2. - М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003», 2006. - 112 с.
13ВЫ 5-98527-045-9
В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (2005).
Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые происходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Даны также примеры информационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения.
Материалы книги особенно актуальны в связи с развитием различных форм дошкольного образования: на базе традиционных детских садов; на базе учреждений и организаций различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, культуры и здравоохранения); в условиях семейного воспитания. Таким образом, предлагаемое тематическое планирование и материалы к занятиям могут быть использованы как педагогами, так и родителями, осуществляющими дошкольное образование детей в семье.
13ВМ 5-98527-045-9
© Скоролупова О.А., 2006
©ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006