I.2 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Начало школьного обучения совпадает с физиологическим кризисом 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
В периоде младшего школьного возраста наиболее выражены изменения мышечной системы детей. Меняется строение мышц, они растут не только в длину, но и в толщину, можно заметить выраженный мышечный рельеф. Скорость сокращения мышцы и ее мама увеличиваются. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей. Дети 7 – 9 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют большой силы.
В возрасте младшего школьного возраста дети легко усваивают новые материал в разных областях, будь это интеллектуальная направленности или физическая. Что касается плавания, освоение техники способов спортивного плавания проходит быстро. Этому способствует высокая подвижность суставов и легкая выполняемость плавательных движений. Но при освоении сложных элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие движения. К тому же, всегда следует помнить, что вода – это особая среда и попадание в нее для ребенка необычно. Все движения в воде производятся в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении.
В этот период времени целесообразно применять разносторонние упражнения на суше и в воде, гармонично развивающие мышечный аппарат пловцов. С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости легких. На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают систематические занятия физической культурой и, прежде всего, плаванием.
Изменения психологического состояния детей младшего школьного возраста связаны с кризисом семи лет и началом обучения в школе. Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о привнесении в его поступки интеллектуального момента. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.
Развитие систем организма детей 9-10 лет:
· Мышечная система: возрастает объем мышечных волокон, сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро, начинается развитие аэробных возможностей, воспитывается выносливость.
· Костная система: рост костей ярко мвыражен (особенно рост костей верхних и нижних конечностей, лицевых костей). В период обучения в школе из-за постоянного сидячего положения возникает риск возникновения искривления позвоночника. Мышцы спины должны быть сильные. Увеличивается объем грудной клетки.
· Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 10 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 10-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.
· Иммунная система: защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.
· Нервная система: отмечается рост аналитического мышления, ребенок размышляет над своими поступками и о деятельности окружающих. Игровые элементы в поведении еще имеют место быть. Долго сосредотачиваться детям в возрасте 9-10 лет сложно.