Оценка специальной технико-тактической подготовленности
Таблица 6
Критерии оценок базовой техники каратэ
(индивидуального технического арсенала)
Оценка | Критерии выставления оценки |
Высокоэффективное выполнение приема (задания) | |
При высокоэффективном выполнении приема (задания) допущено до 2 незначительных погрешностей в корректирующих суставных движениях | |
При выполнении приема (задания) допущено до 3 погрешностей в корректирующих суставных движениях, которые привели к незначительному снижению скорости в отдельных фазах движения | |
При выполнении приема (задания) отмечено частичное нарушение оптимального ритма, приводящее к снижению скорости в отдельных фазах | |
При выполнении приема (задания) отмечено незначительное снижение скорости в целом. Отдельные элементы при повторении приема (задания) выполняются недостаточно стабильно | |
При выполнении приема (задания) отмечены ошибки в главных управляющих движениях, приведшие к снижению скорости в отдельных фазах приема или кратковременной потере равновесия. Выполнение приема (задания) не отличается высокой стабильностью | |
Отмечены ошибки при выполнении главных управляющих движений, приведших к снижению скорости выполнения движения приема (задания) в целом, потере равновесия, повлиявшей на оптимальную структуру приема (задания). Недостаточно высокая стабильность движений | |
Низкая скорость выполнения приема (задания), нарушение рациональной структуры приема, низкая стабильность движения, значительная потеря концентрации внимания | |
Выполнение приема сильно искажено. При выполнении отдельного приема (задания) допущена потеря равновесия, приведшая к падению | |
Поставленная задача не выполнена |
Образец оформления протокола экспертной оценки приведен в приложении.
Перевод учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений по каратэ на следующий год обучения производится при условии выполнения контрольно-нормативных требований по видам подготовки (ОФП, СФП). Для оценки состояния подготовленности юных спортсменов проводятся контрольные испытания в форме соревнований или тестирования. При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создание единых условий для выполнения упражнений для всех учащихся. Тестирование проводят в соответствии с учебным планом специализированных учебно-спортивных учреждений.
Суммарная оценка уровня развития общей и специальной физической подготовленности представлена в таблице 7 (оценка определяется следующим образом: сумма баллов за все нормативы, деленная на количество нормативов).
Таблица 7
Комплексная оценка уровня развития физической и
технической подготовленности
Уровень развития физических качеств | Отличный | Хороший | Удовлетворительный | Неудовлетворительный |
Баллы | ||||
Для спортсменов легкой весовой категории | 7 и более | 5‑6 | 3‑4 | 2 и менее |
Для спортсменов тяжелой весовой категории | 6 и более | 4‑5 | 2‑3 | 1 и менее |
Примечание: весовые категории определяются в соответствии с правилами соревнований.
Педагогический контроль включает также показатели тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), состояние здоровья, уровень физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей. Динамика этих показателей вносится в индивидуальную карту занимающихся.
В процессе подготовки юных спортсменов используются этапный, текущий и оперативный контроль. Задача этапного контроля ‑ выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении относительно длительного периода тренировки. Текущий контроль характеризует тренировочный эффект нескольких занятий. Задача оперативного контроля ‑ оценка эффекта одного тренировочного занятия. Выбор показателей контроля зависит от задач тренировки в тот или иной период проведения обследования.
Система комплексного контроля в процессе тренировки основывается на ряде методических положений. Первое из них ‑ целевая направленность на высшее спортивное мастерство. Это значит, что относительные показатели использования своих возможностей, типичные для спортсменов высших разрядов, должны служить ориентиром для определения нормативных требований к юным спортсменам. Второе методическое положение ‑ установка на соразмерность в развитии физических качеств, т. е. обеспечение их должного соотношения. Реализация этого положения в контрольных показателях общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов состоит в том, что контрольные нормативы, определяющие уровень развития отдельных физических качеств спортсмена, должны находиться в оптимальном соотношении, характерном для данного этапа многолетней тренировки.
В процессе осуществления комплексного контроля за юными спортсменами следует соблюдать следующие условия: всесторонний характер методов контроля, характеризующих различные стороны подготовки и состояния здоровья занимающихся; подбор методов контроля с учетом особенностей каратэ; ориентация на ведущие факторы соревновательной деятельности; сочетание контрольных показателей, являющихся базовыми для спортивного совершенствования, и показателей, характеризующих уровень специальной подготовленности; использование наиболее информативных и доступных методов контроля; учет параметров тренировочных и соревновательных нагрузок
Учет тренировочных показателей дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за состоянием различных сторон подготовленности спортсменов, их физическим развитием, состоянием здоровья
и т. д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать учебный процесс, но и при необходимости корректировать его структуру и содержание.
Учету подлежат все стороны тренировочного процесса. Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах. Поэтапный учет происходит в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором ‑ заключительным, итоговым.
Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсменов. Данные итогового уровня при сопоставлении их с результатом предварительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки. Он предусматривает фиксацию величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Данные оперативного учета позволяют получать нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки.
Оценка объема тренировочной нагрузки. Наиболее информативным параметром объема внешней нагрузки является время выполнения упражнений. Это положение основано на тесной взаимосвязи между временем выполнения упражнения и суммарным числом сердечных сокращений (ЧСС) за этот период. Временной параметр может быть взят за основу при определении общего объема нагрузки и в каратэ, однако при этом вполне допустимо, что нагрузки в отдельных тренировочных или соревновательных упражнениях будут оцениваться и по другим параметрам (например, количество поединков).
Оценка интенсивности тренировочных нагрузок. Для определения интенсивности нагрузки в единоборствах используются различные шкалы интенсивности. Некоторые из них достаточно сложны для практического применения ввиду необходимости большого количества подсчетов или сложности переводов в условные показатели. Другие не могут в полной мере использоваться в тренировочном процессе каратистов, так как не отражают специфику этого вида единоборств.
Для оценки общей величины и напряженности выполненной работы рекомендуется использовать шкалу, приведенную в таблице 8 (Войтик О.И. и др.
2005 г).
Таблица 8
Шкала оценки интенсивности тренировочных нагрузок по показателям ЧСС
Направленность тренировочной нагрузки | Интенсивность | ЧСС | Оценка, баллы | |
уд/10 с | уд/мин | |||
Гликолитическая | Максимальная | 32 и более | 192 и более 186 | |
Смешанная аэробно-анаэробная | Большая | |||
Преимущественно аэробная | Средняя | |||
Малая |
По параметрам, приведенным в таблице 8, может быть рассчитана как интенсивность отдельного тренировочного занятия или дня, так и более длительных циклов. Чтобы оценить интенсивность нагрузки в тренировочном занятии, нужно определить «средневзвешенную» величину баллов учебно-тренировочных заданий по формуле:
P = ,
где:
P ‑ интенсивность нагрузки в занятии;
‑ интенсивность отдельного упражнения;
‑ время выполнения отдельного упражнения.
Так же определяется интенсивность нагрузки тренировочного дня или микроцикла.
Если у тренера нет современных электронных приборов, позволяющих учитывать суммарные показатели работы сердца, для выявления средней ЧСС рекомендуется измерять пульс у спортсмена между 20-й и 30-й секундами после окончания работы.
Оценка специфичности тренировочной нагрузки. Оценка объема и интенсивности нагрузки без учета ее специфики и взаимосвязи с содержанием основной соревновательной деятельности может существенно исказить объективную картину становления спортивного мастерства. Именно поэтому важно оценивать не только общую величину и напряженность выполненной работы, но и ее специфичность.
С целью эффективного контроля все тренировочные средства подразделяются на подгруппы, в соответствии с задачами тренировочного процесса. В группу общеподготовительных средств включены спортивные игры, кроссовый бег, плавание и другие упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма. Во второй группе объединены средства СФП, соответствующие по содержанию соревновательной деятельности, режиму работы организма и способствующие повышению энергопотенциала, необходимого для совершенствования технико-тактического мастерства (упражнения с отягощениями, на тренажерах, прыжковые упражнения, бег в специфических переменных режимах работы и отдыха и др.). В третью группу входят специально-подготовительные упражнения, включающие элементы соревновательной деятельности и приближенные к ним по форме, структуре, характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма (упражнения на снарядах, имитационные упражнения). В четвертую группу входят собственно соревновательные упражнения (тренировочные и соревновательные поединки, учебно-тренировочные задания с партнером).
В этом случае интенсивность нагрузок в каждой подгруппе определяется отдельно. Для ее оценки может использоваться шкала, приведенная в таблице 8.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
На этом этапе тренировка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением упражнений из различных видов спорта, использованием игрового метода. В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения многообразных подготовительных упражнений, направленных на совершенствование координационных и кондиционных возможностей, позволяющих создать фундамент для будущих высоких спортивных достижений. Периодизация учебного процесса носит условный характер и планируется как сплошной подготовительный период.
На этапе начальной подготовки приоритетными остаются задачи по укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию детей и подростков. В то же время здесь должен осуществляться постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде единоборств.
3.1. Учебный план
При планировании подготовки юных спортсменов-каратистов следует руководствоваться годовыми планами-графиками распределения учебных часов по месяцам и видам подготовки (табл. 9, 10). Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
Программный материал
Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура и спорт в Республике Беларусь
Физическая культура и спорт как часть общей культуры общества. Роль физической культуры в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, подготовку к труду и защите Родины.
Важнейшие достижения белорусских спортсменов на международной арене. Развитие детского спорта в Беларуси.
Тема 2. История возникновения и развития каратэ
Основные предпосылки возникновения и краткие исторические сведения о первых этапах развития единоборств в мире. Каратэ как система боевой подготовки в Японии средних веков. Традиции, положенные в основу каратэ. Становление каратэ как вида спорта.
Тема 3. Краткие сведения о строении и функциях организма
Краткие сведения о строении организма человека. Костная система, суставы, связочный аппарат и мышцы. Представление о строении мышц.
Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание и его роль в жизнедеятельности организма.
Тема 4. Гигиена, закаливание, режим дня,
врачебный контроль и самоконтроль спортсмена
Личная гигиена спортсмена (уход за телом, кожей, волосами, ногтями и полостью рта). Гигиеническое значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
Гигиена жилища и мест занятий (воздух, температура, влажность, освещение, вентиляция помещений).
Гигиена питания. Представление о рациональном питании. Особенности питания спортсмена.
Закаливание. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила применения водных процедур (обтирание, обливание, контрастный душ).
Режим дня. Гигиена сна и отдыха. Представление об активном и пассивном отдыхе. Составление рационального режима дня с учетом учебных и тренировочных занятий.
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и организация самоконтроля в тренировочном процессе и дома. Простейшие формы самоконтроля.
Тема 5. Основы техники и тактики каратэ
Понятие о приемах и действиях каратэ. Краткая характеристика базовой техники (стойки, перемещения, удары, приемы борьбы, приемы и действия защиты). Тактические варианты ведения спортивного поединка. Особенности техники выполнения приемов и действий в спортивно-технических комплексах
ката.
Тема 6. Общая и специальная физическая подготовка
Представление о физической подготовке в спорте. Средства физической подготовки. Краткая характеристика основных физических качеств и методики их развития.
Тема 7. Места занятий.
Оборудование и инвентарь для занятий каратэ
Оборудование зала для занятий каратэ. Характеристика и назначение основных спортивных снарядов (татами, мешки, лапы, настенные подушки, макивары, борцовские манекены, перчатки, футы, бандаж). Требования к инвентарю и основные правила ухода за ним.
Тема 8. Техника безопасности при занятиях каратэ
Основы техники безопасности при занятиях каратэ. Основные требования и правила.
Тема 9. Правила соревнований
Представление о правилах соревнований по каратэ. Определение победителей в соревнованиях.
Тема 10. Морально-волевая подготовка
Представление о дружбе, коллективизме и требованиях к морально-волевым качествам спортсмена, занимающегося каратэ.
Практическая подготовка