Информационно-методическая часть проекта
Аннотация.
Проект направлен на решение социальных, экологических, образовательных и культурных проблем города одновременно.
Кронштадт - район Петербурга. Но район особенный. Удаленность от центра, статус закрытого города (до 1996 года), военные объекты, сложные технические производства. Все это до сих пор оказывает влияние на возможность найти здесь работу. Многие жители острова Котлин вынуждены каждый день выезжать на большую землю - трудиться. Открытие учебного центра приведет к открытию дополнительных рабочих мест, причем не только для высокообразованных специалистов, но и для молодежи, в том числе оканчивающей учебные заведения по профилю центра, и для людей, имеющих ограничения в возможности работать, связанные с их состоянием здоровья ( инвалидностью).
Вторым, но не менее важным пунктом решения социальных проблем является адаптация детей инвалидов, не имеющих, зачастую, возможности полноценно изучать общеобразовательные программы, не говоря уже о программах дополнительного образования. В рамках нашего центра, при содействии органов по социальной поддержки населения, мы можем предложить этим детям посещение занятий в специальной группе с удобным для них режимом и аниматерапию. Так же, для них будет организована система дистанционных курсов и занятий, которая позволит им не менее познавательно и увлекательно обучаться дома и не отставать от своих сверстников, обучающихся в центре. Проблема адаптации инвалидов, становления их полноценными членами общества, стоит среди важнейших задач в нашей стране сегодня.
Экологический центр будет являться организатором и координатором экологического образования в регионе и школах.
Уникальная география нашего города располагает к тому, что бы мы стали центром по изучению, аккумуляции знаний и опыта в области экологии Балтийского моря. Возможно установление международных связей с аналогичными организациями в странах Балтии, для решения общих задач.
Участие воспитанников центра в программе «ЭКОПАТРУЛЬ», созданной по всей стране некоммерческими экологическими организациями приведет не только к улучшении экологической обстановки в городе, но к увеличению бюджетных средств, полученных от штрафов за недобросовестное отношение к природе. «Экологические платежи и штрафы во всем мире являются эффективным инструментом снижения правонарушений в этой сфере. Если повысить эффективность выявления и привлечения виновных к ответственности за эко-нарушения бюджеты различного уровня могут быть значительно пополнены финансовыми средствами». ( В.В. Путин)
Каким же образом наш центр поможет решить образовательные проблемы, и о каких проблемах идет речь вообще? Не секрет, что в условиях кризиса, финансирование капитальных ремонтов и оснащений школ было приостановлено или замедленно. По сути, оснащением современными средствами у нас в городе может похвастаться только ГБОУ СОШ №422, открытая после капитального ремонта несколько лет назад. Но общеобразовательные программы во всех школах схожи, и они рассчитаны на использование современных интерактивных, мультимедийных и высоконаукоемких технологий уже сейчас. Существует «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020г», в которой предусматривается субсидии различного уровня. У нас в городе 5 школ, организующих обучение от 1-го до 11-го класса включительно, возможно, в скором будущем таких школ станет 6. Наукоемкими технологиями требуется оснастить, по крайней мере, три кабинета: физика химия и биология. Именно эти дисциплины предполагают лабораторный практикум. В масштабах города- 15 кабинетов. Оснащение школьного кабинета предполагает не менее 15 рабочих мест ( работа в паре), а значит в общей сложности надо оснастить 225 рабочих мест, не говоря уже о том, что каждый лабораторный практикум имеет свои особенности и необходимый набор оборудования. Но даже эти меры позволять дать лишь необходимые минимальные знания в рамках общеобразовательных программ. Оснащение одного профильного научно-исследовательского центра, которым смогут пользоваться все школы, будет стоить гораздо дешевле. Кроме того наш центр позволит проводить не только необходимый минимум исследований и лабораторных работ, а целые курсы данных работ, которые будут включать в себя как темы общеобразовательной программы, так и дополнительные темы для изучения. Это позволит нашим воспитанникам гораздо глубже изучить тот или иной предмет, понять суть процессов и явлений. Участвовать и побеждать в общероссийских проектах, таких как « Конкурс им. В.И.Вернадского» и другие профильные проекты. При этом, в отдельном, специально созданном под цели научных исследований центре, нам удастся обеспечить безопасность учащихся на гораздо большем уровне, чем в школьных кабинетах, не оснащенных по последним нормативным документам. В то же время, школы можно оснащать дополнительным оборудованием для демонстрационных работ. Это экономически выгоднее и позволит охватить больше процессов и явлений для демонстрации, а следовательно для понимания детьми.
В рамках экологического обучения мы сможем более наглядно связать общеобразовательные дисциплины, такие как физика, химия, биология и география – ведь именно на них строится экология. Это должно создать картину целостного мира у учащихся, они должны понять, что все в мире взаимосвязано и нельзя отдавать предпочтение чему-то одному и при этом абсолютно игнорировать другое. А это в свою очередь помогает нам решить еще одну проблему - культурную.
Словарь синонимов приводит для слова «бескультурье», среди прочих, синоним «невежество» или необразованность. Повышение образованности поможет нам бороться с бескультурьем. В данном случае, через повышение образованности детей, мы постараемся повлиять на образованность родителей, вовлекая их в совместные проекты и исследования. Родители, явно или подсознательно, имеют желание быть примером для своих детей ( или не быть анти примером), поэтому вовлечение взрослых через детей приведет к лавинообразному росту образованности и уровня культуры населения.
Общественные мероприятия по уборке мусора, разделенному сбору отходов и подобные, проводимые экологическим центром, так же направлены на увеличение уровня культуры населения.
К каким результатам мы хотим прийти в ходе реализации данного проекта?
· Организовать рабочие места для жителей Кронштадта из разных слоев населения.
· Адаптировать детей с ограничениями в здоровье, повысить их моральный дух, научить их работать в коллективе со здоровыми детьми, видеть преимущества в их состоянии, а не только недостатки, и таким образом, дать им возможность в дальнейшем выбрать себе профессию, позволяющую зарабатывать на жизнь и/или выполнять какие-то социально-полезные задачи ( как, например, Ник Вуйчич - австралийский мотивационный оратор).
· Привлечь внимание к существующим социальным программам среди инвалидов.
· Повысить качество образования, заинтересовать детей в познании нового, повысить значимость образования в целом.
· Повысить уважение к профессии педагога.
· Увлечь так называемых «трудных подростков» в науку. Снизить число преступлений, совершаемых подростками. Снизить количество наркомании и алкоголизма среди подростков .
· Профориентировать детей в наукоемкие отрасли, в т. ч. экологической направленности.
· Привлечь дополнительные средства в бюджет города.
· Улучшить межрегиональные и международные связи города.
· Повысить культурный уровень населения.
Рабочий план реализации проекта.
2.1. Ситуационный план реализации проекта.
Таблица 1.
Стоимость капитального ремонта и благоустройства территории первого этапа.
Наименование работ | Оценочная стоимость строительства | Оценочная стоимость проектирования | Всего по разделу |
Учебный корпус капремонт | 829960,11 | ||
Зверинец капремонт | 569293,92 | ||
Кормокухня капремонт | 173094,93 | ||
Благоустройство | |||
ИТОГ | 2345061,96 |
Таблица 2.
Стоимость оснащения учебного корпуса первого этапа.
Помещение | Оценочная стоимость оснащения |
Конференц-класс | |
Учебный класс 1 | |
Учебный класс 2 | |
Учебный класс 3 | |
Лаборатория | |
Холл и гардероб | |
Кабинеты | |
Вет. блок и изолятор | |
ВСЕГО |
Более подробный расчет стоимости капитального ремонта и благоустройства по первому этапу проекта приведен в приложении. Спецификации на оснащение корпуса приведены в приложении.
Точная оценка стоимости всего проекта не возможна без проведения изыскательских, проектных и сметных работ, запроса технических условий на подключение к сетям.
2.2. Сведения об основных исполнителях проекта.
Трикуленко Оксана Геннадьевна, 1982г.р., жительница Кронштадта с 1986г. Образование высшее, специальность инженер. Мама двоих детей. Замужем. Резюме в приложении.
Роль: возможный руководитель на период организации и\или строительства центра. В дальнейшем – возможный заместитель руководителя по административно-хозяйственным вопросам или руководитель центра. В настоящий момент – руководитель проекта, отвечающий за координацию работы участников, а так же за вопросы административного и строительного характера.
Краснобаева Мария Викторовна, 1977г.р., жительница Кронштадта с 1977г., Образование неполное высшее, специальность педагог ИЗО и высшее по специальности инженер. Мама троих детей. Замужем. Резюме в приложении.
Роль: возможный заместитель руководителя по учебному или научному направлению, педагог. В настоящий момент участник проекта, отвечающий за консультацию руководителя по учебным вопросам.
Иванчик Наталья Михайловна, 1970г.р., родилась и живет с Кронштадте. Образование :Краснокутский зооветтехникум специальность-ветеринария. Незаконченное (6 курсов)СПб Аграрный Университет-зооинженер. Есть диплом кинолога. Диплом о переквалификации "Педагогика здоровья"-педагог. Мама двоих детей, замужем. Резюме в приложении.
Роль: возможный заместитель руководителя по научной или учебной части, руководитель зверинца и ветеринар, педагог. В настоящий момент - участник проекта, отвечающий за консультацию руководителя по научным вопросам.
Титов Александр Павлович, 1984 г.р., проживает в Кронштадте с 2016г., образование высшее по специальностям: учитель биологии, учитель географии, работник управления в муниципальном заведении. Не женат, детей нет. Резюме в приложении.
Роль: возможный руководитель центра на период его стабильного существования, педагог, руководитель лаборатории. В настоящий момент участник проекта, отвечающий за консультацию руководителя по учебным и административным вопросам, связанным с организацией работы в образовательном заведении.
2.3. Календарный план реализации проекта.
Наименование этапа | Период реализации | Достигнутые задачи |
Подготовительный этап | С момента принятия положительного решения по проекту, до решения всех поставленных задач. ( 6-12 месяцев) | Открыта образовательная организация, оформлены документы юр. лица., поданы документы на открытие лицензий. Оформлены документы на участок земли. Разыграны тендеры на проведение проектных и строительных работ, выбраны исполнители данных работ. Выполнены, согласованы и утверждены проектные работы. |
1 Этап | 5-6 месяцев | Выполнены строительные работы и оснащение первого учебного корпуса, выполнены строительные работы вспомогательным корпусам, Выполнено оснащение площадок и облагораживание территории первого этапа строительного проекта. |
2 Этап | 2-3 месяца | Выполнены строительные работы и оснащение по метеостанции, выполнены строительные работы по установке теплиц, выполнено облагораживание территории второго этапа строительного проекта |
3 Этап | 12-18 месяцев | Выполнены работы по реконструкции трансформаторной подстанции. Выполнены строительные работы и оснащение по корпусу 2 и 3. Выполнено изменение назначений корпуса 1 под лабораторный корпус с дооснащением. |
4 Этап | 12-18 месяцев | Выполнены строительные работы и оснащение по корпусу 4. Выполнены работы по строительству и оснащении административного корпуса. Выполнены работы по устройству автопарковки. Выполнены работы по благоустройству территории |
Заключительный | 2- 12 месяцев | Приемка центра, оформление трудовых отношений с персоналом, работа центра на полную проектную мощность. Оценка первых результатов работы центра. |
2.4. Необходимые условия организации работ и ресурсы
На подготовительном этапе:
- Для эко-центра выбирается земельный участок, который находится в черте города и удобном месте, неподалеку от которого останавливается общественный транспорт. Возможно также наличие места для парковки приватного транспорта и удобный подъезд
- административное помещение, туалеты, классы для теоретических и практических (лабораторных) занятий, и зал для проведения массовых мероприятий
- зона для открытого и тепличного выращивания растений
- площадки с молодняком: поросятами, козлятами, ягнятами, пони и другими животными, и птицами.
- аквариумы с тропическими рыбками, террариумы с рептилиями
- крытый вольер с птицами (попугаи)
- детские площадки с различными аттракционами: качелями, горками, батутом с современным прорезиненным покрытием (в зимнее время можно организовать малые аттракционы для детишек в закрытом помещении)
- создание своей интернет-площадки с электронной почтой
На основном этапе:
- распланированная и облагороженная территория
- полностью оборудованные загоны и вольеры
- здание ветеринарного сектора, с помещением для карантина, кормокухня, склад
-полностью оборудованы классы и лаборатории
- сайт, функционирующий в полном объеме
- подобран рабочий персонал
-создана или подобрана нормативная, организационная и правовая документация.
2.4.1. Основное содержание работы и методы деятельности
На подготовительном этапе:
- оснащение необходимым оборудованием учебных и лабораторных классов, помещений, зала.
- оснащение территории для животных и тепличную зону необходимым оборудованием
- наполнение сайта рекламной, познавательной, образовательной, развлекательной информацией.
- подбор квалифицированного персонала.
На основном этапе:
- начало работы с учебными группами
- детские экскурсии
- аниматерапия (ребенок может не только издалека наблюдать за животными, а и контактировать напрямую: подойти к прирученным зверушкам, погладить их, принять участие в кормлении и уходе)
- фото и видеосъемка
- написание интересных статей в различные региональные газеты и журналы, включая детские.
- участие в тематических передачах на телевидении
- организация различных детских конкурсов
- проведение различных мастер классов
- проведение массовых мероприятий
2.4.2. Потребность в кадрах.
Потребность в педагогическом кадровом ресурсе регламентирована в соответствии с календарным планом-графиком занятий. ( см. приложение)
Так же существует потребность в административно-хозяйственном персонале, количество которого зависит от этапа реализации проекта. На первом этапе, кроме педагогического персонала, требуется специалист по уходу за животными и специалист по уходу за территорией, а так же секретарь-координатор деятельности центра.
2.5. Медиаплан проекта.
Наименование СМИ | Форма изложения информации | Количество информации |
Газеты: «Котлин», «Кронштадтский вестник» | Информационные заметки для ознакомления общественности с целями, задачами и актуальностью проекта | |
Газеты: «КронГазета», «Котлин», «Кронштадтский вестник» | Информационные сообщения в новостных рубриках с целью со общения населению об общем ходе реализации проекта, его основных мероприятиях, привлечения внимания населения края к вопросам межнационального сотрудничества | |
Официальный сайт Администрации Кронштадтского района | Пресс-релизы о запуске и итогах проекта | |
Информационный портал Администрации Кронштадтского района | Подробные информационные заметки и промежуточные отчеты о содержании и реализации проекта | |
Интернет-издания «КронГазета», «Фонтанка.ру» | Подробные информационные заметки | |
Тематические группы в социальных сетях | Подробные информационные заметки | 2 на этап |
Телевизионные каналы: «Lifenews 78», «Санкт-Петербург» | Репортаж о ходе строительства центра | |
Телевизионные каналы: «Lifenews 78», «Санкт-Петербург» | Репортаж об открытии центра | |
- | Плакаты перед открытием (тираж 50 экз) | |
- | Флаеры (тираж 200экз) | |
Собственный сайт | Подробные информационные заметки | |
Группы в социальных сетях | Подробные информационные заметки |
Информационно-методическая часть проекта.
3.1. Цели и задачи Центра
Комплексное нравственно-экологическое качество личности рассматривается как основная задача экологического образования и воспитания. Для формирования общественного экологического сознания необходимо обеспечить процесс образования следующими основными звеньями:
обеспечение населения полной информацией об экологической ситуации на региональном и глобальном уровнях;
формирование у населения интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
осознание населением необходимости заблаговременного решения экологических проблем;
развитие гуманного отношения личности к природе;
формирование у населения экологических знаний, соответствующих умений и навыков, и моделей поведения в природной среде;
активное участие населения в непосредственной работе по охране окружающей среды;
изучение нормативных аспектов, включающих систему моральных и правовых принципов, норм, предписаний и запретов экологического характера.
Экологическая ответственность формируется в определенной логической системе и последовательности. Каждая новая ступень становления и развития экологической ответственности, это обобщение знаний, умений и навыков, практического опыта.
3.2. Деятельность Центра
3.2.1. Направления деятельности центра
1.Организационно-методическое направление.
Разработка экологического компонента в предметах программ факультативов, элективных курсов, кружков. Проведение семинаров, круглых столов, конференций по проблемам экологического образования и сопряженным предметам. Подбор методических материалов, оформление методических папок, буклетов.
2. Учебно-исследовательское направление.
Организация экологических практикумов, работа заочной школы "Юные экологи-исследователи", секции экологии школьного научного объединения учащихся. Исследование местных экосистем.
Организации лабораторных и исследовательских практикумов по биологическим, геологическим, химическим и физическим дисциплинам. Участие в местных, региональных и международных исследовательских проектах.
3. Информационно-просветительское направление.
Проведение конкурсов экологических агитбригад. Выпуск листовок, плакатов, распространение их в общественных местах, проведение опросов и анкетирования. Организация и проведение массовых мероприятий, участие в районных, областных и российских экологических акциях. Проведение тематических праздников.
4. Практическое природоохранное направление.
Участие в практических, природоохранных акциях «Чистое город», «Чистый лес», «Чистая вода», «Доброе дело для природы», «Сохраним первоцветы», «Птицам - нашу заботу». Благоустройство и озеленение территории, выращивание цветочной рассады, закладка дендрария.
3.2.2. Основные формы образовательной деятельности обучающихся.
Форма | Задачи |
Неделя (декада) экологии, физики, химии, географии | · Учет индивидуальных возможностей обучающихся. · Повышение степени самостоятельности обучающихся. · Формирование личностных качеств обучающихся. · Представление широкого спектра форм деятельности эко-центра. · Повышение мотивации учеников к работе в эко-центре. · Развитие творческих способностей обучающихся. |
Кружки. | · Развитие творческих способностей обучающихся. · Содействие в профессиональной ориентации. · Самореализация обучающихся. |
Исследования | · Познакомить учащихся с задачами и содержанием современных экологических и сопряженных с ними наук · Сформировать представление о современных проблемах экологии. · Понимание актуальности эко-биологических и физико-химических исследований для человека и общества. · Сформировать знания об основных методах эко-биологического и\или физико-химического исследования. |
Лекторий | · Повышать уровень общеобразовательной культуры слушателей · Развивать их творческое мышление, на основе приобретённых знаний правильно уяснять сущность различных эко-биологических, физических или химических процессов, а также процессов в обществе; · Настраивание слушателей на поиски новых путей в решении тех или иных научных проблем. |
Конференция | · Способствовать развитию исследований и разработок, связанных с биосферой. · Улучшение взаимодействия университетов, общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования в профессиональном ориентировании школьников и их родителей. · Проблемы и пути развития профессионально – ориентированной довузовской подготовки молодежи с участием предприятий; · Социализация школьников в условиях современного информационного общества · Стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов – предметников естественно-научного цикла · Обмен опытом и мнениями о практике и тенденциях развития социального партнерства как фактора повышения качества образования, обсуждение путей и перспектив взаимодействия образования и науки |
3.2.3. Организация экологической деятельности обучающихся.
Дошкольники. Подготовительный этап.
1-4 классы. Творческий этап.
5-7 классы. Развивающий.
8-9 классы. Исследовательский этап.
10-11 классы. Профориентирование.
3.3. Ожидаемые результаты
Критерии | Показатели |
1. Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. | Наличие: · Разработанных программ спец. курсов и эл. курсов. · Банк данных. · Победителей конкурсов в области экологического образования. |
2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с обучающимися в рамках школьного эко-центра. | Наличие: · Методическое обеспечение системы работы. · Структуры управления проектом, кадрового обеспечения проекта; · Различных форм внеурочной образовательной деятельности. · Плана повышения квалификации педагогов. |
3. Творческая самореализация обучающихся | Наличие: · Различных форм образовательной деятельности. · Экологической и трудовой деятельности "Теплицы и оранжереи". · Роста уровня развития творчества педагогов и обучающихся. · Активная, здоровая, творчески развитая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения и применять их в жизни. |
4. Преемственность в работе дошкольного и школьного экологического воспитания. | Наличие: · Организации экологической и трудовой деятельности. · Мотивации обучающихся к обучению. · Умение выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения. |
3.4. Устойчивость проекта.
Положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
Повышение качества образования;
Рост профессионального мастерства педагогов;
Удовлетворенность результатами родителей.
3.5. Достижение поставленных целей
Достижение цели и задач экологического образования основывается на ряде принципов, которые являются универсальными в учебно-образовательном процессе. Это — принципы научности, гуманизации, интеграции, непрерывности, целостности, раскрытия глобальных и региональных аспектов экологических проблем.
Для практической реализации содержания экологического воспитания и образования важно обеспечить, непрерывность системы, начиная с дошкольной ступени и завершая образованием взрослых. Особую роль в этой системе играет общее образование. Здесь формируются основы экологической культуры:
в рамках дошкольного воспитания дети знакомятся с красотой окружающей среды и осознают необходимость осуществления охраны природы.
вместе со школьниками решается задача формирования основ экологической ответственности и изучению положительного научного и практического опыта взаимодействия человеческого общества и окружающей среды на базе допрофессиональной подготовки.
в процессе массовой работы среди населения, решается задача обеспечения его широкой информацией о состоянии окружающей среды и мобилизации общих усилий всех граждан на решение экологических проблем путем:
а) формирования активной гражданской позиции всего населения по вопросам экологической безопасности;
б) организация общественного контроля за экологическим состоянием окружающей среды;
в) формирования общественного мнения при решении экологических проблем и т.д.