Сказать, услышать, выложить из разрезной азбуки, написать 2 страница
ОГУРЕЦ
- Давайте вместе с вами его «прочитаем». (Ведет указкой по полосе медленно слева направо, 3-4 раза вместе с детьми «читает» слово)
- А теперь я напишу еще одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я написал. (Морковь)
- Почему вы думаете, что это слово МОРКОВЬ? (Полоска под картинкой оранжевого цвета)
- Какого цвета морковь? (Оранжевого)
- Попробуем «прочитать» это слово (Медленно ведет указкой по полоске слева направо, одновременно проговаривая вместе с детьми слово)
Аналогично проводится работа со словами ПОМИДОР, ВИШНЯ, КАПУСТА. Следует обратить внимание детей на то, что полоска под словом «помидор» красная, под словом «капуста» - салатовая (не зеленая), под словом «вишня» - бордовая.
Все картинки с полосками располагаются на фланелеграфе в ряд. Сначала указкой показывают картинку, а потом проводят по полоске – «читают слово». Когда дети запомнят слова и научатся соотносить их с цветными полосками, картинки убирают, несколько раз меняют полоски местами, каждый раз «прочитывая» слова по порядку.
- Какие слова мы прочитали?
- Сколько слов прочитали? (Пять слов)
- Что обозначают эти слова? (Предметы)
- Как можно назвать огурец, морковь, помидор и капусту одним словом? ОВОЩИ
- Ребята, вам понравилось «читать» слова? На следующем занятии мы еще поиграем в эту игру. А сейчас до свидания, дети!
4. Формирование представления о многозначности слов.
Педагог показывает детям авторучку и спрашивает:
- Что это? (Ручка)
- А сейчас я возьму куклу за руку. У куклы маленькая рука, поэтому мы можем ее назвать … (ручка)
- И дверь я могу открыть, если возьму ее за ручку (показ).
- Видите, как интересно: три разных предмета называются одним словом РУЧКА.
- У каких предметов еще есть ручка? (У кастрюли, у сумки)
|
Аналогичная работа проводится со словами
ЛИСИЧКИ - грибы, животные
ПЛИТКА – керамическая, электрическая, шоколадная
КОСА – девичья, песчаная, сельскохозяйственная.
5. Формирование представления о том, что одно действие можно назвать разными словами.
Предъявляется картинка «Мальчик ест».
- Скажите, что делает мальчик? (Ест)
- Как можно сказать по-другому? (Принимает пищу)
- А если мы знаем, что мальчик ест утром, как можно сказать? (Мальчик завтракает)
- Мальчик ест днем или вечером. Как об этом можно сказать? (Мальчик обедает или ужинает)
- Значит, одно и то же действие «ест» мы можем назвать по-разному, разными словами:
ЕСТ – ЗАВТРАКАЕТ – ОБЕДАЕТ – УЖИНАЕТ
- Можно сказать: МАЛЬЧИК УТРОМ УЖИНАЕТ? (Нет, ужин – это вечерняя еда)
6. Развитие слухового восприятия и интонационной выразительности речи. Дидактическая игра «Скажи, как я»
Педагог произносит слова тихо, громко, шепотом, голосом обычной громкости, медленно, быстро. Дети повторяют слова, копируя темп и громкость произнесения.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Белка»
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ,
ПРОДАЕТ ОНА ОРЕШКИ.
ЛИСИЧКЕ-СЕСТРИЧКЕ,
ВОРОБЬЮ, СИНИЧКЕ,
МИШКЕ ТОЛСТОПЯТОМУ,
ЗАИНЬКЕ УСАТОМУ.
КОМУ В ПЛАТОК,
КОМУ В РОТОК,
КОМУ В ЛАПОЧКУ.
(Кисти сжаты с кулаки и прижаты друг к другу. Большие пальцы отогнуты и тоже прижаты друг к другу. Все пальцы сжимаются в кулачки и по одному отгибаются, начиная с указательного).
7. Формирование графических навыков.Обведение контура геометрической фигуры и штриховка.
«ФЛАЖКИ»
Занятие 6.
Тема: Слова короткие и длинные.
a учить детей самостоятельно подбирать и называть слова, изображать их цветными полосками, подсчитывать количество сказанных и услышанных слов; формировать представление об уменьшительно-ласкательной форме слова; учить различать длинные и короткие слова.
1. Подбор слов на заданную тему.Дидактическая игра «Передай флажок дальше».
- Мы будем передавать друг другу флажок по кругу. Тот, у кого флажок, должен быстро вспомнить и назвать любое слово и передать флажок дальше. Кто не назвал слово, тот проиграл. Называть можно слова, обозначающие и предмет, и действие, и качества предмета. Важно, чтобы слова относились к названной мною теме. Итак,
Тема: ОСЕНЬ ЛИСТЬЯ, ЖЕЛТЫЙ, ЛИСТОПАД, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ХОЛОДАЕТ, ОПАДАЮТ, ТУЧИ, ГРИБЫ, ЗАПАСЫ, УЛЕТАЮТ……
Темы: ИГРУШКИ, ДЕТСКИЙ САД, ДОМ.
2. Изображение слов с помощью цветных полосок
-Ребята, давайте вспомним, как Карандаш учил нас писать полосками слова, а потом читать их.
Дети несколько раз вместе с педагогом «читают» слова, продвигаясь с помочью указки слева направо – от начала слова (полоски) к концу, одновременно проговаривая слово.
- Возьмите картинку, которая лежит у вас на столе, цветную полоску и напишите с помощью полоски ваше слово, а потом прочитайте его.
3. Подсчет количества слов
- Будьте внимательны. Я скажу несколько слов. Послушайте их внимательно, постарайтесь запомнить, а потом напишите полосками.
а) КАРАНДАШ, КУКЛА
б) МИШКА, КУБИКИ, ШАР
в) МАШИНА
г) СКАКАЛКА, КНИГА, КРАСКИ, КИСТОЧКА
После предъявления каждой группы слов:
- Сколько слов я сказала?
- Сколько слов вы написали?
- Какие слова вы написали?
- Покажите первое слово, последнее слово, второе слово.
4. Формирование понятия об уменьшительно-ласкательной форме слова.
- Ребята, кто из вас знает ласковые слова? Вспомните, как мама вас называет, если вы сделаете что-нибудь хорошее (Сашенька, Оленька)
- Слова тоже могут быть ласковыми. Вот ЕЖ. А ласково его можно назвать ЕЖИК. Вот БЕЛКА, а ласково – БЕЛОЧКА.
- У меня есть мешочек. Он не простой, а волшебный. В нем лежат только ласковые слова. Мы будем сейчас доставать из мешка картинки и называть их ласково.
ФОНАРЬ – ФОНАРИК КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК
РЫБА – РЫБКА ЧЕРЕПАХА – ЧЕРЕПАШКА
ПЕТУХ – ПЕТУШОК РЮКЗАК – РЮКЗАЧОК и т.д.
5. Дифференциация слов по длительности звучания.Дидактическое упражнение «Слова можно прошагать».
- Дети, мы с вами знаем, что слов на свете так же много, как и людей. Все люди разные, не похожие друг на друга. И слова тоже разные. Вот Таня и Женя. Таня – маленького роста, Женя – высокий. Слова же могут быть короткими и длинными. Вот послушайте два слова:
ДОМ ПИРАМИДА
-Слово ДОМ я сказала очень быстро, потому что оно короткое. Давайте все вместе скажем: ДОМ.
- А теперь скажем ПИРАМИДА. Слышите, как мы долго произносим это слово. Слово «пирамида» длинное, оно звучит долго.
- Подумайте и скажите, эти слова длинные или короткие:
МОРКОВКА МЫШЬ ТАПОЧКИ
ПАРОВОЗ ЗУБ НОС
- Ребята, вам трудно было определить, длинное слово или короткое? Хотите, я скажу вам один секрет? Оказывается, определить длинное слово или короткое можно по количеству шагов. Помогите мне, пожалуйста, Таня и Женя. Таня, твое слово ДОМ. Женя, твое слово ПИРАМИДА. Сейчас мы с Таней будем произносить слово ДОМ и шагать. Получился только один шаг. Значит, слово «дом» короткое. Теперь с Женей произнесем слово ПИРАМИДА и тоже будем шагать вперед. Сколько шагов мы прошли? (4 шага). Значит, это слово длинное.
- Возьмите на наборном полотне любую картинку и «прошагайте» слово, определите, длинное оно или короткое.
6. Добавление недостающего слова в двустишии, развитие чувства ритма.
- Добавьте слово, которого не хватает в этих стихах. На доске висят картинки-подсказки.
Вещунья-белобока, Зайку бросила хозяйка –
А зовут ее … (сорока). Под дождем остался … (зайка).
Серый волк в густом лесу Ходит по лесу хорек,
Встретил рыжую … (лису). Хищный маленький … (зверек).
Эй, не стойте слишком близко - Зайка громко барабанит:
Я тигренок, а не … (киска). Он серьезным делом … (занят).
7. Развитие интонационной выразительности речи.
- Ребята, одно и то же слово можно произносить по-разному. Я сейчас скажу слово «О!», а вы догадайтесь, когда я скажу радостно, когда удивленно, когда гневно, когда с восхищением.
- А сейчас мы «озвучим» фотографии. Нажимайте кнопку под фотографией и говорите слово «ДА». А как, с какой интонацией нужно сказать, вам подскажут фотографии.
безразлично | радостно | гневно | восхищенно | удивленно | недоверчиво |
Перед выполнением задания следует уточнить значения слов, определяющих эмоциональные проявления.
8. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.. Упражнение «На полянке»
НА ПОЛЯНЕ СТОИТ ДОМ, (изображение пальцами крыши дома)
НО А К ДОМУ ПУТЬ ЗАКРЫТ (соединение кистей в «замок»)
МЫ ВОРОТА ОТКРЫВАЕМ (разведение рук в стороны)
В ЭТОТ ДОМИК ПРИГЛАШАЕМ (изображение крыши дома)
9. Формирование графических навыков.Обведение контуров геометрических фигур, складывание из них определенных предметов, штриховка.
«ДОМИКИ»
Занятие 7.
Тема: Схема слова. Обозначение слов цветными полосками.
a закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие и длинные слова, упражнять детей в графическом изображении слов в виде цветных полосок; учить детей подбирать слова-рифмы; формировать представления о родственных словах.
1. Называние заданного количества слов.
- Назовите два слова… Назовите одно слово … Назовите три слова …
- Сколько слов вы сказали?
- Какое слово вы назвали первым? Вторым? Третьим?
- Каким по счету было слово …?
2. Подбор слов по картинкам-символам.
- Посмотрите, дети, какое чудо-дерево выросло у нас в группе. Вы заметили, что вместо плодов на нем картинки-символы. Давайте вспомним, что они обозначают. (Слово-предмет, слово-действие, слово-качество предмета)
- Будем срывать плоды с чудо-дерева. Вам нужно правильно подобрать слово к картинке-символу. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется и назовет больше слов.
|
3. Подбор созвучных слов. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
- Ребята, послушайте мои слова. Они звучат очень похоже, складно, как стихотворения:
КОШКА – ЛОЖКА – НОЖКА – МОШКА
УШКИ – ПУШКИ
- Давайте поиграем. Вы все будете поэтами и будете подбирать похожие по звучанию слова, так, чтобы получилось в рифму (слово объясняется в ходе подготовительной работы к занятию).
КНИЖКИ – МИШКИ – ШИШКИ – МАРТЫШКИ ….
ЕЖИКИ - ….
ПТИЧКИ – СИНИЧКИ – НЕВЕЛИЧКИ ….
4. Обозначение слов цветными полосками
-Дети, мы с вами учились определять, длинное слово или короткое. Если при произнесении слова успеваешь прошагать много шагов, значит слово … какое? … (длинное), если мало – то слово … (короткое). А сейчас обозначим цветными полосками слова. Длинную полоску положим, если слово длинное, а короткую полоску, если слово короткое. Выполняйте задание самостоятельно. Картинки со словами лежат в ваших конвертах на столе.
КИТ | БАБОЧКА | НОС | СТРЕКОЗА | ГЛАЗ | САМОКАТ |
- Давайте прочитаем слова, записанные полосками. (Следить, чтобы указка, которой дети проводят по полоске, не опережала «чтение»)
5. Дифференциация длинных и коротких слов. Дидактическая игра «Кто ушел вперед?»
- Интересно, у кого из вас оказалось самое длинное слово? Мы сейчас определим. Будем шагать вдоль веревки, которая лежит на полу, и произносить слово. Кто уйдет дальше всех, у того самое длинное слово.
- У кого самое длинное слово?
- У кого самое короткое?
- Сколько шагов вы сделали?
6. Формирование представлений о родственных словах
- Дети, с вами хочет поиграть Карандаш. Он приготовил для вас новую игру.
|
- Посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Зима)
- Как еще можно назвать зиму? (Зимушка)
- А как можно назвать день зимой? (Зимний)
- Как называются одним словом птицы, которые у нас остаются
на зиму? (Зимующие)
- Как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют)
- А что такое «зимовье»?
- Какие зимние слова мы назвали?
- Если вы внимательно их послушаете, то в каждом слове услышите часть «ЗИМ». Все слова относятся к зиме, и у всех есть общая часть в слове. Это
СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ.
- Вы похожи на своих родственников – маму, папу, бабушку, дедушку. А зимние слова-родственники похожи на свое главное слово ЗИМА.
- Давайте подберем «родственников» к слову ЧАЙ.
ЧАЙ ЧАЙНИК ЧАЙНЫЙ
ЧАЕВНИЧАТЬ ЧАЕПИТИЕ ЧАИНКА и т.д.
- Какую общую одинаковую часть вы слышите во всех этих словах?
- А сейчас каждый подберет самостоятельно родственные слова к предметам на этой картинке (Слова: СОЛНЦЕ, СНЕГ, ЕЛЬ, ДЕРЕВЬЯ и т.д.)
.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Зайцы»
СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ (указательный и средний пальцы правой руки вверх,
остальные выпрямить и соединить)
ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко
расставлены)
ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко
расставлены)
СКАЧЕТ ЗАЙКА ДРУГОЙ.(указательный и средний пальцы левой руки вверх,
остальные выпрямить и соединить).
7. Формирование графических навыков. Штриховка в ограниченном пространстве, чередование вертикальной и горизонтальной штриховки. Штрихование по готовым контурам
«КОРЗИНКА»
Занятие 8.
Тема: Предложение.
a формировать представление о предложении, о значимости каждого слова в предложении; учить детей подбирать родственные слова
1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать?»
- У каждого из вас два флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!
2. Формирование представления о предложении
- Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.
ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ
- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.
Карандаш:
- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)
- Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ
Педагог:
-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.
Карандаш:
- ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК
Педагог:
-Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.