Белинский по праву может быть назван основоположником теории и критики детской литературы.
Литературная критика играла особую роль в общественной жизни второй половины XIX века. Говоря о художественном творчестве, критика, по существу, обсуждала актуальные жизненные проблемы и тем самым оказывала огромное влияние на общественное мнение, а значит, и на социальные преобразования. 50—60-е годы вошли в историю как время острой критической мысли, общественной активности, подъема культуры и науки. В литературе тогда блистали имена Герцена, Тургенева, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Достоевского.
Чернышевский и Добролюбов были последователями Белинского в отношении к детской литературе и ее воспитательной роли. Они также придавали большое значение народности детской книги и были убеждены: глубина изображения жизни находится в прямой зависимости от духовной близости писателя к народу, когда его интересы ясны автору. Отражение действительной жизни, без лжи и украшательства, — вот, с их точки зрения, обязательное условие успеха для детского литератора.
- Основополагающее качество литературы — правдивость.
- Идейность.
- Как специфические черты детской книги оба критика выделяли поэтичность, картинность, сюжетную увлекательность.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) сумел очень много сделать в самых различных отраслях культуры — литературе, в том числе в теории и критике детской литературы, в исторической науке, философии, социологии.
Велики заслуги Чернышевского в деле просвещения народа. При этом, горячо ратуя за более справедливое, демократическое устройство жизни, за раскрепощение народа, он в то же время протестовал против его «обожествления».
Николай Александрович Добролюбов (1836—1861) Сегодня, глядя на девять томов его сочинений, трудно представить, что умер Добролюбов в двадцать пять лет.
Перу критика принадлежат более пятидесяти рецензий на детские книги и статей о детской литературе, ее значении в жизни маленьких читателей, в их воспитании и просвещении.
Добролюбов был убежден, что для создания хорошей детской книжки «нужно иметь особенное дарование». И еще — обладать умением выбрать предмет разговора и его форму. При этом детский писатель не должен забывать о педагогических целях творчества. Его задачи — давать воображению ребенка «надлежащее направление», пробуждать любознательность и укреплять нравственное чувство, сопоставляя его с высокими нравственными примерами.
Добролюбов призывал не уводить детей в мир ложных представлений и чувств.
Казалось бы, все в этих требованиях критика правильно и не может вызвать сомнений. Тем не менее принцип «реального направления» налагал на детскую литературу неправомерные ограничения. «Реальное направление» для Добролюбова несовместимо с фантастикой, со сказкой. Хотя он и признавал, что при разумном отборе сказки помогают «развивать воображение и пробуждать поэтическое чувство в детях», но считал, что предпочтение перед «вздором и выдумкой» писательских сказок следует отдавать просто рассказанному приключению из действительной жизни. Из писательских же сказок он считал возможным рекомендовать детям лишь некоторые произведения братьев Гримм, Гауфа и более всего — Андерсена, так как у него реальные представления «чрезвычайно поэтически принимают фантастический характер, не пугая детского воображения разными буками и всякими темными силами».
В работе «Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения» (1858), написанной для юных читателей, Добролюбов стремился «к развитию в детях самостоятельности», чувства достоинства. Книга эта содержала необычный для того времени материал — рассказ о творчестве «мужицкого» поэта, досконально знавшего жизнь простого человека.. Добролюбов стремился наглядно показать, какой именно должна быть настоящая биография. Строго обоснованная научно, написанная страстно и увлекательно, она отражала и педагогические установки автора, и его взгляд на специфику детской книги, ее художественные особенности.