Частица НЕ с глаг. и дееприч.: не был, ненавидеть (искл.), не раздумывая
Пишу три глагола или деепричастия (смотря в чем ошибся) с частицей НЕ
ТСЯ или ТЬСЯ в глаголах
Задаю к глаголу нужный вопрос: надо (что сделаТЬ) извиниТЬСЯ; он (что сделаеТ) извиниТСЯ
Ф
Рагмент Проработки
Рукодельный характер Проработки определил и ее "домашнюю" терминологию: "слабое окончание", "вежливый мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч.". Это еще что! В первых двух вариантах Проработки безударная гласная в корне звалась "пиратской гласной", парная согласная - "больной", а непроизносимая согласная - "робкой". Эти образы родились когда-то на страницах "учебников" по русскому языку, которые мои второклашки писали для первоклашек (каждая орфограмма - сказка с картинками). Некоторые следы ученических фантазий сохранились по сей день - и не только на страницах Проработки, но и в головах учеников, ставших старшеклассниками.
С
Мотри инструкцию
Итак, тетрадь - будь то обычная тетрадка по русскому или тетрадь с конспектами по истории или физике (я, например, время от времени просматривала на предмет ошибок все тетрадки своих учеников) - после.
Проверки обзаводится разными цифрами на полях. Цифра без кружочка соответствует какой-либо орфограмме, цифра в кружочке - пунктограмме.
Завидев одно из двух на полях своей тетради, ученик действует так. Открыв Проработку на нужной цифре и отыскавши на строчке злополучное место с ошибкой, он прорабатывает ее по инструкции, изложенной в правом столбике Проработки, как раз напротив орфограммы за номером N.
В средней и старшей школе поводом лишний раз открыть Проработку служат не столько привычные упражнения и диктанты (эти адаптированные тексты дают сравнительно небольшое количество однообразных ошибок), сколько сочинения, изложения, истории для самиздатовских литературных журналов или материалы для классных газет. Тут и учителю приходится попотеть. Но это только с непривычки, это пройдет, поскольку по ходу дела Проработка невольно запоминается. Кстати, учениками - тоже: за год-два большинство орфо- и пунктограмм без всякой зубрежки откладывается в памяти вместе с номером и инструкцией. Так что, завидев цифру 22 на полях тетради, вовсе нет надобности лезть в Проработку.
И даже если на уроках русского языка мы "еще не проходили" какую-то тему, то волей-неволей ребятам приходится в ней разбираться, выясняя, что стоит за той или иной цифрой. А мне - помогать им в этом, подчас забегая далеко вперед школьной программы. Что ж, что не проходили? Писать-то по-русски приходится уже сейчас. Проработка позволяет удерживать практически всю русскую орфографию в активе.
Ш
Ифровальщики
Вариант задания: над каждой дыркой (пропущенной буквой), вариантом "слитного, раздельного или через дефис" написания или над пропущенным в тексте знаком препинания надо поставить соответствующий номер орфо- и пунктограммы, т.е. соотнести проблемный случай с определенным грамматическим правилом. Выписать цифры в ряд - и получится шифровка. Таким способом можно зашифровать какую-нибудь строфу из Пушкина. Или абзац из рассказа Чехова. А то и вовсе абзац из учебника по математике - отгадайте, какой!
Такая работа оптимальна, конечно, в компании (в так называемых малых группах) - это как раз тот случай, когда в споре рождается истина. Ведь свою первостепенную педагогическую задачу я вижу в осторожном и тщательном налаживании рабочей атмосферы, дружеских контактов - с тем чтобы у каждого ребенка мог сложиться личный образ работающего (бок о бок с другими) человека.
Итак, командам раздается один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его дырявым и передает в другую команду (допустим, по часовой стрелке).