Час­ти­ца НЕ с глаг. и де­еп­рич.: не был, не­на­ви­деть (искл.), не раз­ду­мы­вая

Пишу три гла­го­ла или де­еп­ри­час­тия (смот­ря в чем ошиб­ся) с час­ти­цей НЕ

ТСЯ или ТЬСЯ в гла­го­лах

Задаю к гла­го­лу нуж­ный воп­рос: на­до (что сде­лаТЬ) из­ви­ниТЬ­СЯ; он (что сде­ла­еТ) из­ви­ниТ­СЯ

Ф

Час­ти­ца НЕ с глаг. и де­еп­рич.: не был, не­на­ви­деть (искл.), не раз­ду­мы­вая - student2.ru

Рагмент Проработки

Рукодельный ха­рак­тер Про­ра­бот­ки оп­ре­де­лил и ее "до­маш­нюю" тер­ми­но­ло­гию: "сла­бое окон­ча­ние", "веж­ли­вый мяг­кий знак в окон­ча­ни­ях гла­го­лов 2-го л. ед. ч.". Это еще что! В пер­вых двух ва­ри­ан­тах Про­ра­бот­ки бе­зу­дар­ная глас­ная в кор­не зва­лась "пи­рат­с­кой глас­ной", пар­ная сог­лас­ная - "боль­ной", а неп­ро­из­но­си­мая сог­лас­ная - "роб­кой". Эти об­ра­зы ро­ди­лись ког­да-то на стра­ни­цах "учеб­ни­ков" по рус­ско­му язы­ку, ко­то­рые мои вто­рок­лаш­ки пи­са­ли для пер­вок­ла­шек (каж­дая ор­фог­рам­ма - сказ­ка с кар­тин­ка­ми). Не­ко­то­рые сле­ды уче­ни­чес­ких фан­та­зий сох­ра­ни­лись по сей день - и не толь­ко на стра­ни­цах Про­ра­бот­ки, но и в го­ло­вах уче­ни­ков, став­ших стар­шек­лас­сни­ка­ми.

С

Час­ти­ца НЕ с глаг. и де­еп­рич.: не был, не­на­ви­деть (искл.), не раз­ду­мы­вая - student2.ru

Мотри инструкцию

Итак, тет­радь - будь то обыч­ная тет­рад­ка по рус­ско­му или тет­радь с кон­с­пек­та­ми по ис­то­рии или фи­зи­ке (я, нап­ри­мер, вре­мя от вре­ме­ни прос­мат­ри­ва­ла на пред­мет оши­бок все тет­рад­ки сво­их уче­ни­ков) - пос­ле.

Проверки об­за­во­дит­ся раз­ны­ми циф­ра­ми на по­лях. Циф­ра без кру­жоч­ка со­от­вет­с­т­ву­ет ка­кой-ли­бо ор­фог­рам­ме, циф­ра в кру­жоч­ке - пун­к­тог­рам­ме.

Завидев од­но из двух на по­лях сво­ей тет­ра­ди, уче­ник дей­с­т­ву­ет так. От­к­рыв Про­ра­бот­ку на нуж­ной циф­ре и отыс­кав­ши на строч­ке зло­по­луч­ное мес­то с ошиб­кой, он про­ра­ба­ты­ва­ет ее по ин­с­т­рук­ции, из­ло­жен­ной в пра­вом стол­би­ке Про­ра­бот­ки, как раз нап­ро­тив ор­фог­рам­мы за но­ме­ром N.

В сред­ней и стар­шей шко­ле по­во­дом лиш­ний раз от­к­рыть Про­ра­бот­ку слу­жат не столь­ко при­выч­ные уп­раж­не­ния и дик­тан­ты (эти адап­ти­ро­ван­ные тек­с­ты да­ют срав­ни­тель­но не­боль­шое ко­ли­чес­т­во од­но­об­раз­ных оши­бок), сколь­ко со­чи­не­ния, из­ло­же­ния, ис­то­рии для са­миз­да­тов­с­ких ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов или ма­те­ри­алы для клас­сных га­зет. Тут и учи­те­лю при­хо­дит­ся по­по­теть. Но это толь­ко с неп­ри­выч­ки, это прой­дет, пос­коль­ку по хо­ду де­ла Про­ра­бот­ка не­воль­но за­по­ми­на­ет­ся. Кста­ти, уче­ни­ка­ми - то­же: за год-два боль­шин­с­т­во ор­фо- и пун­к­тог­рамм без вся­кой зуб­реж­ки от­к­ла­ды­ва­ет­ся в па­мя­ти вмес­те с но­ме­ром и ин­с­т­рук­ци­ей. Так что, за­ви­дев циф­ру 22 на по­лях тет­ра­ди, вов­се нет на­доб­нос­ти лезть в Про­ра­бот­ку.

Час­ти­ца НЕ с глаг. и де­еп­рич.: не был, не­на­ви­деть (искл.), не раз­ду­мы­вая - student2.ru

И даже если на уроках русского языка мы "еще не проходили" какую-то тему, то волей-неволей ребятам приходится в ней разбираться, выясняя, что стоит за той или иной цифрой. А мне - помогать им в этом, подчас забегая далеко вперед школьной программы. Что ж, что не проходили? Писать-то по-русски приходится уже сейчас. Проработка позволяет удерживать практически всю русскую орфографию в активе.

Ш

Час­ти­ца НЕ с глаг. и де­еп­рич.: не был, не­на­ви­деть (искл.), не раз­ду­мы­вая - student2.ru

Ифровальщики

Вариант за­да­ния: над каж­дой дыр­кой (про­пу­щен­ной бук­вой), ва­ри­ан­том "слит­но­го, раз­дель­но­го или че­рез де­фис" на­пи­са­ния или над про­пу­щен­ным в тек­с­те зна­ком пре­пи­на­ния на­до пос­та­вить со­от­вет­с­т­ву­ющий но­мер ор­фо- и пун­к­тог­рам­мы, т.е. со­от­нес­ти проб­лем­ный слу­чай с оп­ре­де­лен­ным грам­ма­ти­чес­ким пра­ви­лом. Вы­пи­сать циф­ры в ряд - и по­лу­чит­ся шиф­ров­ка. Та­ким спо­со­бом мож­но за­шиф­ро­вать ка­кую-ни­будь стро­фу из Пуш­ки­на. Или аб­зац из рас­ска­за Че­хо­ва. А то и вов­се аб­зац из учеб­ни­ка по ма­те­ма­ти­ке - от­га­дай­те, ка­кой!

Такая ра­бо­та оп­ти­маль­на, ко­неч­но, в ком­па­нии (в так на­зы­ва­емых ма­лых груп­пах) - это как раз тот слу­чай, ког­да в спо­ре рож­да­ет­ся ис­ти­на. Ведь свою пер­вос­те­пен­ную пе­да­го­ги­чес­кую за­да­чу я ви­жу в ос­то­рож­ном и тща­тель­ном на­ла­жи­ва­нии ра­бо­чей ат­мос­фе­ры, дру­жес­ких кон­так­тов - с тем что­бы у каж­до­го ре­бен­ка мог сло­жить­ся лич­ный об­раз ра­бо­та­юще­го (бок о бок с дру­ги­ми) че­ло­ве­ка.

Итак, ко­ман­дам раз­да­ет­ся один и тот же от­ры­вок тек­с­та. Каж­дая ко­ман­да на свой лад де­ла­ет его ды­ря­вым и пе­ре­да­ет в дру­гую ко­ман­ду (до­пус­тим, по ча­со­вой стрел­ке).

Наши рекомендации