Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия. «Иде­аль­ное Я».Ве­ду­щий бе­се­ду­ет с деть­ми о том, что ка­ж­дый че­ло­век осоз­на­ет, ка­ких ка­честв ему не­дос­та­ет

«Иде­аль­ное Я».Ве­ду­щий бе­се­ду­ет с деть­ми о том, что ка­ж­дый че­ло­век осоз­на­ет, ка­ких ка­честв ему не­дос­та­ет. У мно­гих лю­дей есть не­кий иде­аль­ный об­раз са­мо­го се­бя — та­кой, ка­ким ему хо­те­лось бы стать. Вво­дит­ся по­ня­тие «иде­аль­­ное Я» как сум­ма тех ка­честв, ко­то­ры­ми че­ло­век хо­тел бы об­­л­адать. За­дай­те де­тям во­прос: «Ес­ли бы ка­ж­дый из вас был вол­шеб­ни­ком, ка­кие ка­че­ст­ва вы бы се­бе взя­ли?» За­тем пред­­л­ож­ите по­ду­мать о том, ка­кие са­мые важ­ные ка­че­ст­ва они хо­­т­ели бы иметь, и за­пи­сать их на бу­ма­ге, рас­по­ло­жив на ле­сен­­ке из пя­ти сту­пе­нек. На верх­ней сту­пень­ке — са­мое важ­ное, са­мое глав­ное ка­че­ст­во, на сле­дую­щей — чуть ме­нее важ­ное и т.д. Же­лаю­щие про­чи­ты­ва­ют свои «ле­сен­ки» вслух, за­тем за­­б­ир­ают их до­мой.

Ра­бо­та со сказ­кой. Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Я умею жа­леть

Он счи­тал се­бя не очень-то сча­ст­ли­вым че­ло­ве­ком. Он час­то совершал ошиб­ки, за них его ру­га­ли и на­ка­зы­ва­ли лю­ди, ко­­т­орых он лю­бил. Он не умел бы­ст­ро бе­гать. Он не был силь­ным и ред­ко по­бе­ж­дал в дра­ке. Был ли он кра­си­вым? Да нет, не осо­бен­но. Ма­ма, ко­неч­но, го­во­ри­ла, что он сим­па­тя­га, но он это­му не очень-то ве­рил. На­вер­ное, он был очень ум­ным? Да нет, и слиш­ком ум­ным он не был, он час­то де­лал ошиб­ки.

Од­на­ж­ды, в обыч­ный скуч­ный день, ему вдруг за­хо­те­лось все бро­сить и уе­хать в лес. Он взял би­лет на элек­трич­ку до бли­жай­ше­го ле­са. «Я при­шел к те­бе, лес!» — вос­клик­нул он, но тут уви­дел ку­чи му­со­ра и бу­тыл­ки, раз­бро­сан­ные дру­ги­ми лю­би­те­ля­ми ле­са. Он со­брал их в па­кет и от­нес на стан­цию, а сам вер­нул­ся на тро­пин­ку. Но шел он не­дол­го. Из глу­бо­кой ран­ки на бе­ре­зе со­чил­ся сок. Он по­ко­пал­ся в кар­ма­нах и за­­л­епил ды­роч­ку жвач­кой. И вдруг ус­лы­шал то­нень­кий звон. Ма­лень­кий эльф си­дел на вет­ке со­всем ря­дом с ним.

— Эй, по­слу­шай, я к те­бе об­ра­ща­юсь! — Эльф при­вет­ли­во­по­ма­хал кры­лыш­ком. — Я знаю, что при­ве­ло те­бя сю­да, ихо­чу по­мочь те­бе. По­смот­ри-ка мне в гла­за.

И он, та­кой боль­шой, под­чи­нил­ся ма­лень­ко­му эль­фу.

— Твоя бе­да в том, что ты со­всем не зна­ешь се­бя, — про­­до­лжал эльф. Од­на­ко у те­бя есть один та­лант: ты уме­ешь жа­леть. Уме­ешь жа­леть все жи­вое.

«Раз­ве уметь жа­леть — это та­лант? И раз­ве это ко­му-ни­будь нуж­но?» — хо­тел он спро­сить. Но эльф вне­зап­но ис­чез, а он вдруг ока­зал­ся не в ле­су, а на шум­ной ули­це.

— Я умею жа­леть, — про­из­нес он ше­по­том и твер­ды­ми ша­­г­ами по­шел ту­да, где его уже дав­но жда­ли.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния

По­че­му ге­рой сказ­ки счи­тал се­бя не очень сча­ст­ли­вым?

Ка­кое ка­че­ст­во не за­ме­ча­ли в нем ок­ру­жаю­щие и по­­ч­ему?

До­ка­жи­те, что уме­ние жа­леть все жи­вое мож­но счи­тать­о­со­бым та­лан­том, не ме­нее цен­ным, чем дру­гие (на­при­­мер, в об­лас­ти жи­во­пи­си, му­зы­ки или ма­те­ма­ти­ки).

Те­ма 5. Ко­чу вы­рас­ти сво­бод­ным че­ло­ве­ком: что для это­го нуж­но?

Це­ли:

по­мочь де­тям осоз­нать лич­ную сво­бо­ду и сво­бо­ду дру­­г­ого;

по­мочь им по­нять, что сво­бо­да час­то свя­за­на с на­ли­чие­мо­бя­зан­но­стей;

по­мочь осоз­нать, что не­об­хо­ди­мо при­зна­вать и ува­жатьп­ра­ва дру­гих лю­дей.

За­ня­тие 19. Кто та­кой сво­бод­ный че­ло­век?

Раз­мин­ка

«Ска­жи так, что­бы те­бе по­ве­ри­ли».Де­ти долж­ны по оче­­р­еди под­хо­дить к во­дя­ще­му и, гля­дя ему в гла­за, го­во­рить од­ну и ту же фра­зу: «У те­бя до­б­рые гла­за». Во­дя­щий вы­би­­р­ает тех, в чью ис­крен­ность лег­ко бы­ло по­ве­рить.

«Взгляд».Раз­дай­те де­тям кар­точ­ки с обо­зна­че­ни­ем по­ляр­­ных че­ло­ве­че­ских ка­честв: «до­б­рый— злой», «силь­ный —сла­бый», «сме­лый —роб­кий», «жа­ло­ст­ли­вый —жес­то­кий». При­­кр­ывая ниж­нюю часть ли­ца, де­ти од­ни­ми гла­за­ми долж­ны по­­ст­арат­ься вы­ра­зить ка­ж­дый свое ка­че­ст­во. Ос­таль­ные пы­та­ют­ся от­га­дать его.

«Я пси­хо­ло­гом ро­дил­ся...»По­вто­ри­те мо­ди­фи­ка­цию иг­ры «Са­дов­ник», ис­поль­зуя но­вые на­зва­ния ка­честв, ро­ли ко­то­рых бу­дут ис­пол­нять в иг­ре де­ти. Пред­ло­жи­те им по­ста­рать­ся го­­в­орить с ин­то­на­ци­ей, со­от­вет­ст­вую­щей при­сво­ен­но­му ка­че­­с­тву. На­при­мер, «До­ве­рие» го­во­рит ос­то­рож­но и про­ник­но­­ве­нно, «За­стен­чи­вость» — ти­хо и роб­ко, «Ра­дость» — вос­кли­­ц­ает и т.д.

Ра­бо­та со сказ­кой.Де­ти слу­ша­ют, ри­су­ют и об­су­ж­да­ют сказ­ку.

Наши рекомендации