Основные функции органов ученического самоуправления
Общешкольная ученическая конференция
1. Периодичность проведения – 1 раз в год или по необходимости для обсуждения и решения важных вопросов.
2. Рассматриваемые вопросы связаны с участием учащихся в самоуправлении.
3. Формирует избирком, определяет ход избирательной кампании, ее сроки, утверждает правило формирования кабинета министров.
4. Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы школы.
5. Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие деятельность ученического коллектива.
6. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности.
Президентский совет.
1. Координирует деятельность министерств, мэрий городов.
2. Планирует и организует внеклассные мероприятия.
3. Организует и контролирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, следит за порядком в холлах, рекреациях, кабинетах и на территории школы.
4. Организует шефство над ветеранами войны и труда.
5. Организует работу пресс-центра.
6. Заслушивает отчеты министерств, мэров городов.
7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии с Уставом школы, настоящим Положением.
Обязанности органов ученического самоуправления.
Президенторганизует работу всех министерств (министерство науки и образования, министерство культуры, министерство информации и печати, министерство труда, министерство спорта, министерство заботы), координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседания кабинета министров, заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью школьной республики и проблемами учащихся.
Как формируется министерство.
1. В каждом классном коллективе (8-11 класс ) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, труд, забота
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).
Классное ученическое (городское) собрание.
Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего города (класса), учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель города, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании города избирается голосованием (открытым или тайным) мэр и мэрия города, распределяются поручения.
Мэрия города-класса.
Мэр и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.
Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.
· Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
· Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.
· Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
· Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
· Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.
· Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.
Основное содержание деятельности ученического самоуправления.
Мероприятия | Сроки | Ответственные и исполнители | Ответственные министерства |
День знаний | 1 сентября | Зам. директора по ВР Педагог организатор | Министерство культуры |
Заседание Совета старшеклассников | Сентябрь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | |
Формирование, планирование, организация деятельности органов ученического самоуправления, школьных объединений, клубов и отрядов. | Сентябрь | Зам. директора по ВР МО классных руководителей | |
Месячник «Внимание, дети!» | Сентябрь Май | Зам. директора по ВР, педагог-организатор Руководитель отряда | Министерство информации и печати |
День Милосердия | 1 октября | Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей | Министерство заботы |
Праздник первоклассников «Чему учат в школе?» | Октябрь | Педагог организатор | Министерство заботы Министерство культуры |
День учителя «Учитель, перед именем твоим..» | Октябрь | Педагог организатор | Министерство культуры Министерство науки и образования |
День матери | Ноябрь | Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей | Министерство заботы Министерство культуры |
День согласия и примирения | Ноябрь | Зам. директора по ВР МО классных руководителей | Министерство заботы Министерство информации и печати |
Новогодний бал Фестиваль ремесел (в рамках Недели науки и творчества) | Декабрь | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство заботы Министерство культуры |
Всемирный день борьбы со СПИДом | Декабрь | Социальный педагог Зам. директора по ВР Педагог организатор | Министерство информации и печати Министерство здравоохранения |
Новогодний серпантин | Декабрь | Зам. директора по ВР Педагог организатор | Министерство заботы Министерство культуры |
Месячник военно-патриотического воспитания (по отдельному плану) | Январь-февраль | Зам. директора по ВР МО классных руководителей Педагог организатор | Министерство заботы Министерство информации и печати |
Конкурс классных уголков и кабинетов | Январь | Зам. директора по ВР Педагог организатор | Министерство информации и печати |
«Мы с папой – богатыри!» | Февраль | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство спорта |
День влюбленных | Февраль | Педагог-организатор | Министерство информации и печати Министерство культуры |
Вечер встречи выпускников | Февраль | Зам. директора по ВР Педагог организатор | Министерство культуры |
«Любимые и дорогие» | Март | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство культуры Министерство заботы |
Общешкольный конкурс «Мисс очарование» | Март | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство культуры Министерство заботы |
Месячник борьбы с наркоманией, токсикоманией (по отдельному плану) | Март | Социальный педагог Зам. директора по ВР | Министерство информации и печати Министерство здравоохранения |
«Большие Семицветные игры» (общий сбор объединения) | Апрель | Зам. директора по ВР, Педагог-организатор | Министерство культуры Министерство заботы |
Всемирный день здоровья. | 7 апреля | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство информации и печати Министерство здравоохранения Министерство спорта |
День Земли | Апрель | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство информации и печати Министерство труда |
День Воды | Апрель | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство информации и печати Министерство труда |
День Птиц | Апрель | Зам. директора по ВР, педагог-организатор | Министерство информации и печати Министерство труда |
День Победы | Май | Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей | Министерство культуры Министерство заботы Министерство информации и печати |
Школа актива Конкурсы: «Класс года», «Ученик года», «Самый здоровый класс», «Некурящий класс» | Май | Зам. директора по ВР, педагог-организатор МО классных руководителей | Министерство культуры Министерство заботы Министерство информации и печати Министерство здравоохранения |
Конкурс рисунков «Мои родители», «Моя семья» | Май | Зам. директора по ВР, педагог-организатор Учитель рисования Классные руководители | Министерство культуры |
Торжественная линейка «Звени, звонок последний!» | Май | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство культуры |
Выпускные балы в 9 и 11 классах. | Июнь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство культуры |
«Портфолио класса» | В течение года | Зам. директора по ВР Педагог-организатор МО классных руководителей | Министерство культуры |
Озеленение здания школы и школьного двора | В течение года | МО классных руководителей Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство труда |
Проведение утренней зарядки | В течение года | Учителя физкультуры Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство спорта |
Организация шефской работы с ветеранами в микрорайоне | В течение года | Педагог-организатор | Министерство заботы |
Организация шефской работы с одиноко проживающими жителями микрорайона | В течение года | Педагог-организатор | Министерство заботы |
Организация трудовых десантов в школе, микрорайоне школы | В течение года | Классные руководители Зам. директора по ВР Педагог-организатор | Министерство труда |
Операция «БУНТ» (большая уборка нашей территории) | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР Классные руководители Педагог-организатор | Министерство труда |
Работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школы | В течение года | Классные руководители | Министерство труда |
Выступление агитбригады отряда ЮИД | В течение года | Руководитель отряда | Министерство информации и печати |
Проведение классных часов по ПДД | В течение года | Зам. директора по ВР Классные руководители | Министерство информации и печати |
Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой. На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов президента на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов.
Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги.
Мэры городов и президент приносят клятву. Один раз в две недели собирается совет мэров, отчитывается перед президентским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного.
Президентский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы.
Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день президент становится дублером директора школы, министры становятся заместителями директора, набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.