Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.
ФГОС основного общего образования.
Примерная основная программа. Основная школа.
Основная образовательная программа НОО.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Примерные программы по предметам.
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Устав ОУ.
Программа развития ОУ
Вопрос 1: Выбрать название основных разделов ООП ООО:
a) Развивающий;
B) Целевой;
c) Условный;
D) Содержательный;
E) Организационный.
Вопрос 2: Выберите компоненты целевого раздела ООП ООО:
a) Пояснительная записка;
b) Учебный план;
C) Планируемые результаты;
D) Система оценки;
e) Программа учебных курсов.
Вопрос 3: Продолжите перечень условий реализации ООП ООО:
a) Информационно-методическое обеспечение;
b) Материально-техническое обеспечение;
c) ….
d) …..
e) …….
Кадровое обеспечение
Психолого-педагогическое обеспечение
Финансовое обеспечение
Вопрос 4: Укажите верное определение рабочей программы:
рабочая программа - это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Вопрос 5: Выберите правильное соотношение инвариантной и вариативной частей ООП ООО:
a) 80/20;
b) 60/40;
c) 50/50
d) 70/30
e) Школа выбирает деление самостоятельно
Вопрос 7: Заполните таблицу «Структура ООП ООО»:
Целевой раздел | Содержательный раздел | Организационный раздел |
Состоит из пунктов (модулей) | Состоит из пунктов (модулей) | Состоит из пунктов (модулей) |
- пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы | - программа развития универсальных учебных действий (УУД) (программа формирования общеучебных умений и навыков); - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа воспитания и социализации; - программа коррекционной работы | – учебный план основного общего образования; – система условий реализации основной образовательной программы |
Вывод: Основными документами для разработки основной образовательной программы основного общего образования являются ФГОС ООО и Примерная образовательная программа основного общего образования (Примерная ООП ООО) [15, 10]. При этом следует иметь в виду, что Примерная ООП ООО на настоящий момент не имеет статуса рекомендованной Координационным советом по вопросам организации введения ФГОС при Департаменте общего образования Минобрнауки РФ (далее – Координационный совет). Она рассматривалась на заседании Координационного совета (протокол заседания Координационного совета № 3 от 19.04.2011 г.), была им в целом одобрена. Однако в неё могут быть внесены изменения, которые необходимо отслеживать разработчикам ООП ООО.
Задание 1: Сравнить структуры ООП НОО и ООП ООО:
В соответствии с ФГОС основного общего образования структура основной образовательной программы основного общего образования выглядит следующим образом:
Содержательный раздел:
Программа формирования УУД в начальной школе трансформируется в программу развития УУД;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе трансформируется в программу воспитания и социализации;
В структуре ООП ООО не предусматривается отдельная программа формирования культуры и здорового образа жизни.
Организационный раздел:
В структуре ООП ООО не предусматривается как отдельный модуль план внеурочной деятельности;
Итак, со структурой понятно. Теперь посмотрим на содержание:
Задание 2: Заполните название разделов в таблице «Краткое содержание разделов»
№ п/п | Наименование разделов, пунктов | Основное содержание |
1. | Целевой | |
1.1. | Пояснительная записка | Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию |
1.2. | Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО | С опорой на требования стандарта уточняются и конкретизируются личностные, предметные и метапредметные результаты: с одной стороны, они адекватно отражают требования стандарта, с другой стороны, учитывают специфику образовательного процесса в ОУ |
1.3. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО | Описываются цели, направления, формы, методы, процедуры, инструментарий и другие параметры контрольно-диагностической деятельности ОУ, которые позволяют осуществлять оценку качества образовательного процесса в ОУ, достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раздел включает также сведения о внешней системе оценки результатов деятельности ОУ. |
2. | Содержательный | |
2.1. | Программа развития универсальных учебных действий | Включает характеристику универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), отражает систему работы ОУ по их развитию. Отражает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности |
2.2. | Программы отдельных учебных предметов, курсов | Содержит учебные программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в соответствии с учебным планом школы. |
2.3. | Программа воспитания и социализации | Включает такие направления, как: духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. |
2.4. | Программа коррекционной работы | Разрабатывается при наличии в ОУ детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывает особенности организационных, психолого-медико-педагогических, методических, дидактических, материально-технических и иных условий ОУ. |
3. | Организационный | |
3.1. | Учебный план | Составляется на основе Базисного учебного плана Примерной ООП ООО. Отражает состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам, направления и формы организации внеурочной деятельности. Отражает особенности содержания образования в ОУ: распределение часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, возможности реализации в ОУ индивидуальных потребностей обучающихся и другие. Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов. |
3.2. | Система условий реализации ООП | Содержит описание условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандарта, планирование работы по формированию недостающих условий, механизмы контроля состояния системы условий. |
Вывод: Основная образовательная программа основного общего образования является продолжением и развитием основной образовательной программы начальной школы.
Образовательные программы всех трёх ступеней образования, объединённые общими концептуальными подходами, согласованные с документами, определяющими развитие школы (программой развития, программой экспериментальной работы и др.), а также дополнительные образовательные программы, которые реализуются в образовательном учреждении, составляют целостную образовательную программу школы.
Подход: проектная деятельность по разработке ООП ООО
• Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ.
Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.