Почему люди становятся токсикоманами
Под нажимом друзей. Как и в случае наркотиков, подростки чаще всего пристращаются к "нюхачеству" под влиянием сверстников.
От скуки. Хотите верьте - хотите нет, но скука -одна из причин "нюхачества", такая же частая, как желание прогнать тоску или получить удовольствие.
Их прельщает дешевизна и доступность "химии". Некоторых "нюхачество" особенно привлекает тем, что тот же клей стоит недорого и купить его не составляет труда.
"Химию" не нужно прятать, зато можно постоянно носить с собой. "Химию" можно спокойно держать в школьной сумке – чай, не сигареты, не спиртное и не наркотики. Никто не рухнет в обморок при виде доставаемого вами клея, да и отговориться проще – это вам не "экстази". К тому же, за хранение бытовых средств не наказывают, потому что они пока не запрещены.
Одни нюхают клей, чтобы забыться - забыть о чем-то тягостном и страшном, например, о физическом или сексуальном насилии. Другие - лишь бы не отстать от друзей, или просто не зная, чем себя занять. Все они со временем убеждаются: как это ни грустно, но клей не избавит от проблем, которые сами собой не исчезнут. Как только дурман рассеется, токсикоман оказывается один на дин со своей бедой, к которой прибавится другая: самоуничтожение.
Информация к размышлению
q Наркотическая группа – неформальный коллектив людей, объединенных общими наркотическими интересами. Цепь, приковывающая начинающего употреблять наркотические вещества человека к наркотической группе, состоит из нескольких звеньев. Первое звено – особая форма эмпатии (душевного расположения, сочувствия, сопереживания) к членам группы в начальный период совместного с ними потребления наркотиков. В центральной нервной системе возникает следующая взаимосвязь: человек, предложивший попробовать наркотик ® употребление ® эйфория, вызванная наркотиком ® расположение к этому человеку (как к источнику наркотика, а также как к испытывающему сходные переживания в данный момент). Любые отношения с этим человеком наполняются положительным содержанием, в них акцентируется приятная сторона, какими бы эти отношения ни были в реальности.
q Наряду с наркотической эмпатией человека, начавшего употреблять наркотики, сближает с наркотической группой наркотическая взаимопомощь. Группа помогает новичку быстрее преодолеть начальную защитную реакцию организма на прием наркотика. Члены группы уговаривают новичка "потерпеть", объясняют, что "это скоро пройдет", а дальше будет "сплошной кайф", они дают деньги на приобретение наркотика, делятся им, обмениваются информацией о том, где, что и у кого можно достать и т. д.
q С точки зрения удовлетворения формирующейся, а затем все более нарастающей потребности в наркотическом веществе члены наркотической группы Оказывают друг другу незаменимую (и, увы, гибельную!) услугу.
q Все наркоманы похожи друг на друга, поскольку общее у них - страсть к наркотику и вызываемые им разрушения в организме и психике выявляются все сильнее, а особенное, единичное различие в интересах и склонностях, темпераменте, характере и даже во внешности стирается.
q Девушка, желающая выйти замуж за наркомана с целью его исправления, со стопроцентной гарантией не добьется успеха. При этом очень высока вероятность того, что она сама станет наркоманкой.
q Одним из факторов, способствующих развитию наркомании, является инфантильность воспитания. Подросток с раннего возраста привык получать быстрое облегчение от болезней, страданий в виде инъекций и таблеток. В итоге у него отсутствует способность при необходимости мобилизовать волю, противостоять трудностям жизни.
q Дети, подростки, юноши обладают меньшим, нежели взрослые, жизненным опытом и в то же время проявляют большую познавательную активность и стремление к самостоятельности, в том числе и в недостаточно известных им сферах деятельности.
q Наркотики подавляют эмоциональность и сферу возвышенных потребностей.
q Боязнь употребления наркотиков – не трусость, а разумное к ним отношение.
q Новичок может стать жертвой сговора наркоманов
q Начавший употреблять наркотики напоминает собой мотылька, стремящегося к огню: свет привлекает его, но огонь обжигает крылья, и мотылек погибает от того, к чему стремился. Огонь тем привлекательнее, чем темнее вокруг.
Упражнения и задания
1. Обсуди материал этого урока с родителями.
2. С "узелками" ознакомь своих друзей из других классов и школ.
3. В интернете или библиотеке найди дополнительный материал по токсикомании и принеси его на следующий урок в свой класс.
Домашнее чтение
Ди Снайдер*