Философия в исторической динамике культуры
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
______14.09.2012_________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-1-0912-04/р.
ФИЛОСОФИЯ
Учебная программа интегрированного модуля
Для всех специальностей университета
Факультеты исторический, психологии и педагогики
Кафедры философии, социальной и педагогической психологии
Курс (курсы) 1-3
Семестр (семестры) 1-6 Зачет 1-6 семестр
Лекции 40 часа Экзамен 1-6 семестр
Практические занятия 36 часов
Всего аудиторных
часов по дисциплине 76 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине 180 часов высшего образования дневная
Составители: В.К. Степанюк, канд. филос. наук, доцент,
Т.Г. Шатюк, канд. пед. наук
Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Философия» для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12 июня 2012 г., регистрационный № ТД-СГ.01/эксп.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры философии
26.06. 2012 г., протокол № 12
Заведующий кафедрой
доцент ____________ В.К.Степанюк
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
29.06.2012, протокол № 10
Председатель
доцент ____________ С.Б.Жихарев
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры социальной и педагогической психологии
28.08.2012, протокол № 1
Заведующий кафедрой
доцент Т.Г. Шатюк
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета психологии и педагогики
31.08.2012, протокол № 1
Председатель
ст.преподаватель В.А. Бейзеров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии.
Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:
– формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
– овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
– формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Выпускник должен знать:
– основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
– ключевые идеи и категории философского анализа;
– основные подходы к философской интерпретации бытия;
– фундаментальные компоненты философской теории человека;
– базовые ценности современной культуры;
– философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
– основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
– основные концепции функционирования и развития общества;
– смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
– формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
– применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
– характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
– уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
– осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
– определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступают в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации.
Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:
- компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
- компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
- компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;
- компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
- компетенции управления коллективом;
- компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
- компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.
Задачи освоения учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:
- понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
- положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
- индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
- социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
- образовательные тенденции, функции и модели образования;
- структуру и направления развития национальной системы образования;
- подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
- основы семейной педагогики.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:
- учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;
- организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;
- определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;
- использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
- осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
- обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.
Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
- освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;
- формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;
- развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.
Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.
Задачи:
- освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
- формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
- освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
Дисциплина «Философия» изучается студентами 1 курса. Общее количество часов – 112; аудиторное количество часов – 42 из них: лекции – 22, практические занятия – 20. Форма отчётности – экзамен.
Дисциплина «Основы психологии и педагогики» изучается студентами 1 курса. Общее количество часов – 68; аудиторное количество часов – 34 из них: лекции – 18, практические занятия – 16. Форма отчётности – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»
Раздел I
ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»
Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества.
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен
Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.
Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры.
Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления.
Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
Модуль 2. Исторические типы классической философии
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.
Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии.
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского.
Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв.
Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в.
Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии
Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.
Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия.
Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.
Религиозная философия, ее основные направления.
Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
Философия постмодернизма.
Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси
Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский).
Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в.
Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.
Раздел II