Тюменская государственная медицинская академия

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

Цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости, потребностям населения, а также современному уровню развития медицинской науки и ресурсам, которыми располагают государство и граждане. Достижение этой цели призвано разрешить проблемы, возникающие в условиях политических и экономических преобразований в стране [1, 3].

Медицинская помощь представляет собой комплекс лечебно–диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов [2]. Основным элементом системы является эффективность медицинской помощи (МП), представляющая собой характеристику данного объекта, отражающую степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах. Под конкретными результатами в зависимости от оцениваемого объекта могут подразумеваться динамика состояния пациентов, состояние здоровья определенного контингента, трудовой политики, удовлетворенность потребителя, которым может быть пациент, медицинский работник, назначивший какие–либо исследования, консультации и т.д. Материальные, временные и трудовые затраты отражают и степень использования материальных и кадровых ресурсов и определяют по существу стоимости оказания медицинской помощи. Эффективность МП зависит от выбора медицинских технологий и их соблюдения или качества МП [4].

Качество медицинской помощи (КМП) - характеристика деятельности, направленной на создание таких условий, которые позволяют выполнить заявленные государством (медицинской организацией) гарантии в соответствии с установленными критериями и показателями качества с учетом удовлетворенности населения в получении медицинской помощи.

По определению ВОЗ, качество медицинской помощи – это процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т.е. его способности [3]:

· Снижать риск прогрессирования заболевания у пациента и возникновения нового патологического процесса;

· Выполнять медицинские технологии;

· Оптимально использовать ресурсы медицины;

· Обеспечивать удовлетворённость пациента оказанной ему медицинской помощью.

Медицинские технологиипредставляют собой совокупность и порядок различных мероприятий, методов диагностики, лечения, реабилитации, профилактики, необходимых для достижения конкретных результатов.

Адекватность медицинской помощи - соответствие технологии оказания медицинской помощи современным принципам профилактики, диагностики и лечения данного заболевания с учетом финансовых нормативов, установленных в законодательном порядке [5].

Алгоритм медицинской технологии - совокупность и последовательность действий и правил профилактики, диагностики, лечения, реабилитации конкретных видов патологии.

Медицинские услуги - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющие самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Критерии КМП - показатели или характеристики, позволяющие подтвердить снижение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимальность использования имеющихся ресурсов медицины и обеспечение удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.

Организатор экспертизы КМП - эксперт, осуществляющий первичную оценку соответствия оказанной медицинской помощи условиям договора о предоставлении медицинских услуг, организующий экспертизу КМП и обеспечение ее гарантий по совокупности случаев оказания медицинской помощи, обобщающий результаты экспертизы КМП.

Повторная экспертиза (метаэкспертиза) КМП - экспертиза, которая осуществляется параллельно или последовательно с первой, тем же методом оценки качества медицинской помощи, с целью повышения объективности ее оценки.

Стандарт медицинской помощи - нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых исходах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий медицинскую помощь надлежащего качества.

Управление обеспечением качества - руководство деятельностью юридических и физических лиц по достижению установленного уровня качества медицинской помощи.

Экспертиза качества (эффективность) медицинской помощи - экспертиза случая оказания медицинской помощи с использованием медико-экономических критериев, оценкой удовлетворенности пациента (его родственников), учетом критериев оценки обслуживания медицинским персоналом и установлением причинно-следственной связи процесса и результатов.

Виды экспертизы КМП:

· по кратности - первичная и повторная;

· по цели - текущая, целевая, аналитическая;

· по времени - проспективная и ретроспективная;

· по численности и составу исполнителей - единоличная, комиссионная, комплексная.

Каждый вид экспертизы имеет определенное предназначение и особенности проведения. Первичная экспертиза КМП - это первое исследование состояния КМП для заключения об обеспечении гражданина гарантиями медицинской помощи надлежащего качества. Естественно, что даже весьма высокая профессиональная квалификация экспертов КМП не исключает субъективных оценок. В связи с этим, при принятии окончательного решения о КМП, особенно в случаях, которые могут иметь моральные, материальные и юридические последствия для врача или медицинского учреждения, целесообразно учитывать мнение нескольких экспертов, т.е. обеспечивать проведение метаэкспертнзы. Метаэкспертиза КМП осуществляется параллельно или последовательно с первой теми же методами, но другим специалистом с целью сопоставить мнения экспертов о принципах лечения и диагностики. Это необходимо для выработки согласованного заключения о качестве медицинской помощи в конкретном случае.

Повторная экспертиза КМП проводится в случаях, когда заключения, выводы и рекомендации эксперта признаны необоснованными или вызывают сомнения. При назначении повторного исследования КМП другой эксперт вновь занимается вопросами, по которым уже имеются первичное заключение, выводы и рекомендации.

Текущей экспертизе подвергается определенная доля документов лиц, закончивших лечение в медицинском учреждении или находящихся еще в процессе оказания медицинской помощи.

Таким образом, приведенные выше методологические принципы анализа качества медицинской помощи являются законодательной базой, гарантирующей адекватность трактовок и оказания помощи специалистами, что призван обеспечить профессиональный потенциал системы здравоохранения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. – 2009. - № 3. – С. 4-6.

2. Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», № 324- Москва, Кремль.- «Российская газета»- Федеральный выпуск № 5639- 21.11.2011 г.

3. Медицина и права человека: Пер. с франц.- Совет Европы, Европейский секретариат по научным изданиям- М.:А/О ИГ «Прогресс», «Прогресс-Интер», 2009.- 214 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» N 413- Москва, Кремль.- «Российская газета»- Федеральный выпуск - 18.05.2009 г.

5. Приказ Минздрава России и Федерального фонда ОМС «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации», № 363/77- Москва, 2010.

Наши рекомендации