Обеспечение прав на образование людей с умственными ограничениями в Беларуси
По материалам Национального отчета Республики Беларусь «Права людей с умственными ограничениями», предоставленным вице-председателем ОО «БелАПДИиМИ» ЛЮДМИЛОЙ ВЕКО
Важно: Образование людей с ограничениями является одной из сфер, переживающих в Беларуси быстрое развитие.
Согласно статистике Министерства образования, в стране из 1 700 000 детей школьного возраста, из них 16 145 детей имеют нарушения интеллекта. Кроме того, белорусская система образования использует термин “трудности в обучении”, “смешанное расстройство школьных навыков”, которые означают когнитивные расстройства, поддающиеся педагогической коррекции. По оценкам специалистов число детей с этим диагнозом примерно равняется числу детей с интеллектуальными ограничениями, и в будущем часть из них также будут признаны умственно ограниченными.
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому человеку право на образование, включающее общедоступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, а также бесплатное среднее специальное и высшее образование для тех лиц, которые прошли конкурсный отбор.
Статья 3 Закона «Об образовании» от 29 октября 1991 года уточняет, что право граждан на образование обеспечивается, в том числе, созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации для людей с ограничениями. Министерство образования должно включить в образовательный процесс все категории детей, в том числе детей с тяжелыми, глубокими и множественными ограничениями. На развитие образования для людей с интеллектуальными ограничениями выделяются значительные средства, однако из-за множественности источников финансирования привести точные данные невозможно.
Организация образовательного процесса регламентируется ведомственными приказами и положениями: Приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь “Об утверждении временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития”, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь “Об утверждении положения об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития”, Положениями “О детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социальной защиты Республики Беларусь” и “О специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития”.
С 1995 года в стране развивается интегрированное обучение детей с умственными ограничениями в обычных школах и дошкольное воспитание в обычных детских садах. Обучение проходит в специальных группах, не превышающих 6 человек. Учителя средних общеобразовательных школ, в которых созданы классы интегрированного обучения, регулярно направляются на курсы повышения квалификации. Очереди на зачисление во вспомогательную школу для детей с легкими ограничениями нет, но чем выше тяжесть ограничения, тем проблематичнее получение образования. Дети с тяжелыми, глубокими умственными и комбинированными ограничениями могут учиться в специальных школах, а также в школах-интернатах (туда принимают также и детей с легкими ограничениями). Сейчас интенсивно организовываются классы для обучения этих детей при центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые созданы и действуют в большинстве районных центров республики.
Несмотря на возможности получения образования, многие дети с тяжелыми и глубокими ограничениями получают его на дому. Ввиду отсутствия специалистов в различных регионах республики многие родители берут на себя функции образования своих детей. В настоящее время, такие родители имеют возможность получить разрешение Министерства образования на получение бесплатного второго высшего образования в области специальной педагогики.
Министерство образования ежегодно обновляет учебные программы для детей с ограничениями для различных учебных заведений. Президентская программа “Дети Беларуси” и ее подпрограмма “Дети-инвалиды”, рассчитанная на 2001-2005 годы, предполагает дальнейшее развитие образования детей с разными степенями ограничения.
С 1998 года по всей стране начали открываться Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей и подростков с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственных ограничений. Однако образование детей с тяжелыми ограничениями все еще остается проблемой. Хотя они и имеют право получать коррекционно-педагогическую и реабилитационную помощь в таких центрах и на дому, для работы с такими детьми не хватает специалистов. Эта ситуация особенно проблематична в сельской местности, где с детьми с интеллектуальными ограничениями часто работают на дому педагоги, не имеющие дефектологического образования.
Дети с легкой формой ограничений обучаются в интернатах по программе вспомогательной школы, дети с более тяжёлыми ограничениями обучаются по индивидуальным программам, в основном, социально-бытовым навыкам и самообслуживанию.
Взрослые с легкой формой умственных ограничений могут получать профессиональную подготовку в специальных группах профессионально-технических училищ. Налажено сотрудничество с учебно-производственными комбинатами, постепенно создаются условия для обучения в профессионально-технических училищах людей с умственными ограничениями умеренней степени.
На начало 2002 г. в Беларуси проживало 2 251 753 детей в возрасте до 18 лет, из них около 1 700 000 - школьного возраста. Из них 30 507 - дети - инвалиды от 0 до 18 лет. По данным Министерства образования, количество детей школьного возраста с нарушениями интеллекта в 2001-2002 учебном году составило 16 145. Вне связи с проблемой определения термина “умственные ограничения” в системе образования используется термин “трудности в обучении” (или “смешанное расстройство школьных навыков”, по медицинской терминологии).
В Беларуси есть 3 специализированных дошкольных учреждения для детей с нарушением интеллекта, где воспитывается 180 детей. Для детей с задержкой психического работает 9 детских садов, в них воспитывается 232 ребёнка. Кроме того, в 5 обычных детских садах есть группы для детей с нарушениями интеллекта, в которых воспитывается 68 детей. Двадцать детских садов имеют группы для детей с задержкой психического развития для 249 детей.
В стране 5 школ, 10 школ-интернатов и 116 классов при обычных общеобразовательных школах для детей с интеллектуальными ограничениями и , 50 специальных школ для детей с нарушениями интеллекта. 346 детей с интеллектуальными ограничениями интегрированы в обычные школы и получают помощь от служб поддержки.
Профессиональное образование взрослых с умственными ограничениями обеспечивают 40 учреждений образования.
БелАПДИиМИ регулярно проводит обучающие семинары по современным реабилитационным технологиям для специалистов, работающих в государственных учреждениях, а также для родителей. В общественных центрах дневного содержания с воспитанниками проводятся учебные занятия. Для специалистов, проводящих специальные занятия с детьми, имеющими умеренные, тяжелые и глубокие ограничения, издательство БелАПДИиМИ выпускает методическую литературу, которой пользуются, как специалисты, так и студенты – выпускники, родители. Подготовленные с помощью БелАПДИиМИ консультанты в области реабилитации периодически выезжают в регионы республики. В каждом отдельном регионе активисты местной родительской организации БелАПДИиМИ,сотрудничают с коррекционно - развивающими центрами реабилитации, социальными учреждениями, школами и учителями в проведении совместных мероприятий.