Семинарское занятие №7 (4 часа)
Тема:Технологии моделирования
Основные понятия:моделирование,методика развития моделирования
Основные вопросы:
1). Особенности освоения замещения, моделирования в дошкольном возрасте.
2). Методика развития моделирования у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации для подготовки к занятию: раскройте основные положения концепции Л. А. Венгера и проиллюстрируйте их играми, упражнениями с использованием моделей, выделите линии усложнения опыта опосредованного познания дошкольниками свойств и отношений. Сформулируйте задачи по развитию опосредованного познания свойств и отношений в дошкольном возрасте. Обобщите требования к использованию моделей в каждой возрастной группе. Определите критерии для анализа развития моделирования в старшей группе ДОО.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:обсуждение вопросов, подготовиться к разработке модели НОД, совместной деятельности с учетом технологии моделирования.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей // Вопросы психологии, 1983.— №2.
2. Вербенец А. М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования // Методические советы к программе «Детство». — СПб.:, 2007.
3.Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Венгера.- М., 1986.
Дополнительная:
1. Лаврентьева Т. В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Педагогика, 1986.
2. Лебедева С. А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации // Вопросы психологии, 1997, №5.
3. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: старший дошкольный возраст. — М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
4. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М.Дьяченко.- М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
5.Сапогова Е. Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников. — Тула: Приокское кн. изд., 1993.
Задание для СРС:
1. Раскройте основные положения концепции Л. А. Венгера и проиллюстрируйте их играми, упражнениями с использованием моделей.
2. Выделите линии усложнения опыта опосредованного познания дошкольниками свойств и отношений.
3. Сформулируйте задачи по развитию опосредованного познания свойств и отношений в дошкольном возрасте.
4. Обобщите требования к использованию моделей в каждой возрастной группе.
5.Определите критерии для анализа развития моделирования в старшей группе ДОО.
Семинарское занятие №8 (4 часа)*
Тема:ИКТ в обучении дошкольников.
Основные понятия:информатизация, ИКТ, КИК, компьютерные игры.
Основные вопросы:
1) Использование ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста
2) Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности:
-использование ИКТ для освоения грамотности
-использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач
3) Опыт информатизации современных ДОУ.
4) Санитарно-гигиенические требования к КИК. Учет санитарно-гигиенических норм при организации использования компьютерной техники в образовательном процессе учебных заведений.
5)Перспективы применения средств ИКТ в дошкольном образовании.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: подготовиться к разработке модели НОД, совместной деятельности с учетом ИКТ
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет // Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Дополнительная
Задания для СРС:
1.Подготовить текстовый документ по теме «Инновационные технологии в ДОУ» с иллюстрациями Содержание документа (номер темы соответствует последней цифре вашей зачетной книжки):
1) письмо на фирменном бланке;
2) приглашение;
3) визитка;
4) рекламный буклет;
5) театральная афиша;
6) объявление;
7) поздравительная открытка;
8) инструкция по использованию бытовой техники;
9) обложка CD;
10) обложка журнала.
Текст документа должен обязательно содержать заголовок, повествовательный текст, список (нумерованный или маркированный). Каждый законченный фрагмент документа должен быть отформатирован особым образом. Рисунки должны быть выполнены самостоятельно в графическом редакторе Paint и вставлены в текстовый документ.
Семинарское занятие №9 (4 часа)*
Тема:ИКТ в обучении дошкольников.
Основные понятия:информатизация, ИКТ, КИК, компьютерные игры.
Основные вопросы:
1) Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
2) Психолого-педагогическая основа компьютерной развивающей игры.
3) Особенности реализации и виды детских компьютерных программ.
4) Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ.
5) Принципы систематизации и классификация детских образовательных компьютерных игр.
6) Программно-методический комплекс «КИД/МАЛЫШ».
7) Назначение и функции других специализированных компьютерных устройств для детей дошкольного возраста («компьютеро управляемые игровые тренажеры)».
8)Применение компьютера в разнообразных областях дошкольного образования.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: составить аннотацию к компьютерной игре для дошкольников.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет // Л.Н.Горбунова .-М.,2010
2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования/Под ред Н.В.Микляевой.- М.,2014
3.Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. – М., 2002.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие: для студентов вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 268 с.
5.Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. – 431 с.
6.Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
7.Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000
Дополнительная
Задания для СРС:
1.Раскройте общую характеристику детских образовательных компьютерных программ.
2.Перечислите основные принципы систематизации детских образовательных компьютерных игр.
3.Расскажите о классификации детских компьютерных программ для дошкольников.
4.Практическое задание: Проанализируйте систематизированный каталог программ систем КИД/Малыш, расскажите, по какому принципу сгруппированы программы в каталоге. Распределите игры по классам в классификации дошкольного образования.