Богословские и исторические основания
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МОСКВА, 2016
1 ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ........................................................................................ 3
1.1. Богословские и исторические основания............................................................. 4
1.2. Особенности образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях.............................................................................................................. 6
1.3. Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях............................................................................................. 7
2 ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ............ 9
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ................................................................................................ 9
2.1. Уровни образования................................................................................................ 12
2.2. Образовательные организации............................................................................. 14
2.3. Управление, координация и обеспечение образования.................................. 22
3 ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ.................................................................................................................................. 29
Образовательная концепция Русской Православной Церкви – основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции[1] в сфере образования.
Концепция формулирует основания образовательной деятельности, осуществляемой Русской Православной Церковью, ее особенности, задачи и принципы на современном этапе; описывает пространство церковной образовательной деятельности в применении к различным уровням образования, учреждениям, имеющим различные организационно-правовые формы, а также к органам управления, координации и обеспечения образовательной деятельности.
ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Церковь понимает под образованием единый целостный процесс воспитания и обучения человека, направленный на наиболее полное раскрытие его способностей, приобщение к достижениям человечества в области наук, культуры, искусств, ремесел и иных. Образование совершается на протяжении всей жизни человека сообразно его дарованиям и задачам возрастного развития и является общественным благом, обеспечивая преемство духовного и культурного развития народов.
Образование должно затрагивать человека в его целостности, сказываться на жизни его духа, разуме, воле, чувстве, физическом развитии. Оно призвано не только повышать интеллектуальный уровень человека, но и оказывать влияние на его мировоззрение, нравственный облик, ценностные ориентиры, содействовать духовному возрастанию личности. В силу этого образование, лишенное мировоззренческой или воспитательной составляющей, не отвечает своему назначению.
Основными целями деятельности Церкви в сфере образования являются сохранение и передача православного Предания, наставление членов Церкви в христианской вере и нравственности, а также приобщение к ценностям Православия и проповедь Евангелия Христова как внутри, так и вне церковной ограды – в общественном и культурном пространстве разных стран и народов.
Образование неизменно является одним из приоритетных направлений церковной деятельности.
Под христианским образованием Церковь понимает такое образование, которое основано на христианском вероучении. Оно является неотъемлемой частью просветительной деятельности Церкви, наряду с миссией и катехизацией. В христианском образовании теоретическая сторона, включающая изучение вероучительных и нравственных истин, церковной истории и т.д., органично сочетается с духовно-практической, содействующей приобретению личного духовного опыта богопознания.
Иисус Христос – Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, – является абсолютным духовно-нравственным идеалом для православного христианина. Христианское образование призвано содействовать уподоблению человека Господу воспитать в нем верность учению Христа и стремление воплощать в жизнь Его заповеди. Вместе с тем оно приобщает верующего к двухтысячелетнему опыту Церкви, к богатому святоотеческому наследию, помогая ему тем самым достичь главной цели христианской жизни – нерушимого единства со своим Господом и Спасителем.
Богословские и исторические основания
Основанием деятельности Церкви в сфере образования является призыв Спасителя, обращенный к Его ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Исполнение этой заповеди было одной из важнейших составляющих служения апостолов, распространивших христианскую веру по всей земле. Свою миссию они воспринимали не иначе как миссию просвещения. В соответствии со словами Священного Писания о том, что Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), миссия приобщения людей к Евангельскому учению на протяжении веков рассматривалась церковью именно как просвещение.
Понятие об образовании как целенаправленном процессе обучения и воспитания связано с понятием образ, что нашло отражение как в русском, так и в древних классических языках (греч. μόρφωσις, лат. formatio). Христианское учение о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27) указывает на призвание человека к усыновлению Богу по благодати, к духовному совершенству во Христе.
В результате грехопадения образ Божий в человеке был затемнен и искажен. При этом человек сохранил стремление к истине, красоте, добру, свободе, выразившееся, в частности, в том естественном нравственном законе, который в той или иной степени известен всем людям, ибо «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2, 15).
Воплотившееся Слово Божие Сын Божий Господь Иисус Христос искупил человека из рабства греху и явил человечеству совершенный образ Человека, пребывающего в единстве с Богом (1 Тим. 2, 5). Церковь Христова открывает возможность всякому человеку воспринять плоды Искупления и через веру, духовный подвиг и участие в таинствах, очищаясь от греха, возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).
При этом исповедание христианской веры не только включает в себя признание Иисуса Христа Богочеловеком, Господом и Спасителем, но и предполагает следование заповеданным Им жизненным идеалам. Верность в исполнении Евангельских заповедей была одним из самых убедительных свидетельств истинности христианской веры на протяжении многих веков. Наиболее ярко это проявлялось в периоды гонений на Церковь благодаря подвигу мучеников и исповедников. Основанная на богооткровенном учении и подкрепляемая личным подвигом христиан, проповедь Евангелия стала мощнейшим духовно-нравственным фактором в истории человечества.
Неотъемлемое качество Церкви – непрерывно совершающееся в ней созидание и возрастание во Христе нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10). Это постоянное духовное возрастание совершается при содействии благодати Божией и направлено на осуществление замысла Создателя, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 4).
Полнота участия человека в жизни Церкви невозможна без знания христианского вероучения и нравственных норм, богослужебного строя и аскетической традиции.
Однако образовательные задачи Церкви не ограничиваются воспитанием православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Призывая своих чад к духовному преображению силою благодати Божией, Церковь поддерживает приобщение человека к сокровищам национальной и мировой культуры, что предполагает изучение различных наук и искусств.
Образовательный идеал Церкви заключается в воспитании христианина, который, будучи полноценным членом общества, вдохновляется идеалами служения Богу, Церкви и ближним, по образу Христа, сказавшего о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
Созданная Спасителем Церковь на протяжении всей своей истории стремилась к воцерковлению культуры, включающей различные аспекты духовного и социального бытия человека, преображая ее и наполняя христианским содержанием.
Христианское образование впитало в себя наследие античной учености. Многие отцы и учители древней Церкви были высокообразованными людьми, ценили ученость и христианское «любомудрие», которое понимали не только как стремление к богопознанию, но и как расширение человеком своего интеллектуального и духовного горизонта за счет освоения «внешней» мудрости, то есть сложившихся вне Церкви философских традиций. Святитель Григорий Богослов пишет: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость... но и ученость внешнюю… В науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия»[2].
Христианское образование, возникшее как синтез античных образовательных моделей и церковно-богословских традиций, всегда принимало и использовало те достижения внецерковного знания, которые не противоречили христианскому миропониманию. Христианское образование является не только важнейшей и неотъемлемой частью христианской культуры, но и необходимым условием ее исторического продолжения и развития. Распространение христианской проповеди содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов. Церковные школы воспитывали просветителей, историков, писателей, ученых; вокруг этих школ формировались первые университеты.
В новое время произошло разделение некогда единой христианской культуры на светскую и религиозную. Этот процесс в ряде стран сопровождался ростом взаимного отчуждения и противостояния Церкви и внецерковной культуры, опирающейся на безрелигиозные ценности. Идеология секуляризма, рассматривающая религию как конкурента и вытесняющая ее в сферу частной жизни, способствовала тому, что государственное образование во многих странах приобрело безрелигиозный, а в некоторых случаях и открыто антирелигиозный характер.
Однако гуманистический идеал, заложенный в основу современного секулярного подхода к образованию, исторически формировался в тесном взаимодействии с христианской традицией, в частности – с тем пониманием свободы и достоинства личности, которое проистекает из Евангельского учения.
Исторический и духовный опыт Церкви убеждает в том, что образование только тогда является в полном смысле слова просвещением, когда оно свидетельствует о высших идеалах, превосходящих временные интересы и ориентирующих человека на подлинные вечные духовные ценности. Именно христианство сделало просвещение фактически синонимом образовательной деятельности, навсегда заложив в эту деятельность мощнейший внутренний императив самосовершенствования.
Имея свою собственную образовательную систему, развивая и укрепляя ее, Церковь одновременно ведет диалог со светской школой, взаимодействуя с ней в различных областях.
Церковь считает неправомерным отождествление светскости с такой формой секулярной идеологии, при которой антицерковность и антирелигиозность становятся ее неотъемлемой частью. Светский характер государства, с точки зрения Церкви, не является препятствием к общественному служению Церкви в сфере образования, просвещения и науки, к взаимодействию Церкви с образовательными и научными институциями, не имеющими церковного подчинения.