Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

· Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

· Особенности традиционных календарных праздников;

· Основные жанры фольклора, в том числе детского;

· Основные игрушечные промыслы России;

Уметь:

· Играть в народные игры;

· Делать простые игрушки из глины;

· Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

· наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

· опросов по изучаемым темам;

· оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

· фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

Учебно-тематический план.

Колич часов

№ п/п Наименование разделов и тем теорет. практич. Всего

1 Устное народное творчество 3 4 7

1.1 Введение. Жанровая система 1 1 2

1.2 Прозаические жанры русского фольклора 1 1 2

1.3. Детский фольклор 1 1 2

1.4 Обрядовый фольклор - 1 1

2 Игровая культура 4 6 10

2.1 Народные игры 2 3 5

2.2 Народные праздники 2 3 5

3 Этнография 2 2 4

3.1 Основные понятия 1 1 2

3.2 Народный костюм 1 1 2

4 Декоративно-прикладное искусство 3 3 6

4.1 Народные ремёсла и промыслы 1 1 1

4.2. Народная символика 1 1 2

5 Методика исследовательской работы 2 3 5

5.1 Методы научного исследования 1 1 2

5.2 Методы собирания и изучения народных игр 1 2 3

6 Выпуск стенной газеты - 1 1

Итого 15 18 33

Содержание программы.

Раздел 1. Устное народное творчество.

Тема 1.1. Введение. Жанровая система фольклора.

Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия.

Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников ДК им Комсомола

Тема 1.2. Прозаические жанры русского фольклора.

Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Практические занятия. Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Лепка из глины героев сказки.

Тема 1.3. Детский фольклор.

Жанры детского фольклора.

Практические занятия. Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.

Тема 1.4. Обрядовый фольклор.

Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.

Раздел 2. Игровая культура.

Тема 2.1. Народные игры.

История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх.

Практические занятия. Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.

Тема 2.2. Народные праздники.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.

Практические занятия. Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.

Раздел 3. Этнография.

Тема 3.1. Основные понятия.

Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.

Практические занятия. Просмотр видеофильмов.

Тема 3.2. Народный костюм.

Народный костюм различных областей России.

Практические занятия. Роспись сарафана.

Наши рекомендации