Нельзя ли использовать уже известные из прошлого постановочные решения?
Конечно, можно, но зачем? Впрочем, вопрос весьма каверзный. Он как бы провоцирует режиссёра на традиционализм в творчестве. Хотя, если посмотреть внимательнее, ничего страшного в этом традиционализме нет, скорее, даже наоборот – традиционализм приветствуется в римейках, а точнее в ретро постановках. Но это в театре, а в празднике?
Чтобы избежать традициональной скуки, прежде всего надо составить перечень всех основных недостатков известных вам постановок и попытаться не допустить их в вашей работе? Весьма успешно использование шуточных идей, каламбуров, эпиграмм, пословиц, ассоциирующих с вашей постановочной задачей.
Природа изобрела так много способов создания различных вещей, что она в изобилии даёт нам новые идеи. Остаётся их только уловить. Для этого существуют различные эвристические методики.
Практика эвристики, как научной, так и изобретательской разработала значительное количество эвристических методов решения изобретательских задач. Тонкости эвристического процесса не зависят от сферы приложения творческих умений. Другими словами, что инженер, что режиссёр – методики эвристического стимулирования одни. Поэтому мы в своей профессии можем эффективно применять то, что разработала эвристика для других творческих профессий. Вреда не будет. Практика этих методик достаточно обширна. Мы выберем из неё то, что, как нам кажется, наиболее соответствует специфике режиссёрского творчества:
Метод мультипликации.
Суть его изложена в самом названии метода. Мультиплицируя объект, мы получаем достаточно оригинальную и неожиданную эвристическую картинку. Например: в театрализованном шествии участвуют, не один В.И.Ленин, а пятьсот. По площади движется колонна Лениных.
Или другой пример: Серый Волк встречается с (мультиплицируем) с двадцатью Красными Шапочками. Налицо куча проблем у Волка.
Матричный метод.
Применение матриц для генерирования изобретательских идей является одним из наиболее эффективных приёмов систематической эвристики. Наиболее простой методический приём анализа отношений, выявление отношений и связей между двумя объектами и элементами.
В 1 веке до н.э. Квинтилиан определил семь вопросов:
КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?
Используя взаимодействие этих вопросов можно получить достаточно красочную картину. Приведём пример: КТО?- дворник. ЧТО? – входные билеты. ГДЕ? – при входе в лифт. ЧЕМ? – лупой. ЗАЧЕМ? – чтобы определить отпечатки пальцев. КАК? На ощупь. КОГДА? - в полночь. Более идиотскую картину трудно придумать, но посмотрите, как она своеобразна, неожиданна, неповторима. Что и требовалось доказать!
Метод случайных ассоциаций.
В основе метода способность нашего сознания ассоциировать с любыми случайными понятиями, артефактами, явлениями. За основу для генерации наших ассоциаций возьмём гирлянду из ста случайных слов. Ассоциации генерируются по сходству с этими словами, по контрасту, по смежности, по смыслу, созвучию и т.д.
КАЧЕСТВО
БЛИЗНЕЦЫ
РАК
ИНДИВИД
МОСТ
ПОЛИТИКА
ИСТОЧНИК
МОДА
ПРОСТРАНСТВО
КОНТРОЛЬ
ПОКРЫТИЕ
ГИБРИД
ВЕС
ЗАЩИТА
КОЛЕСО
МАСКА
ДВИЖЕНИЕ
НОЖКА
ИМИТАЦИЯ
СТАНДАРТ
СИЛУЕТ
КОМПАС
ОТВЕРСТИЕ
ТОРМОЗ
БАБА
ПЕРИОД
ЗАМЕНА
ЛЕВША
МИНИ
ФАРТУК
СВЕТ
ГРУША
СИСТЕМА
ВРЕМЯ
ЧИСЛО
ПРОТИВНИК
ХМЕЛЬ
КЕРАМИКА
БРАК
СИГНАЛ
ИДЕАЛ
КОНТАКТ
ПРЕДЕЛ
ЖЕНЩИНА
ГИЛЬОТИНА
СПУТНИК
ЧУДОВИЩЕ
ОТРАЖЕНИЕ
МАГНИТ
ФАСОН
ЭНЕРГИЯ
АЛХИМИЯ
ОРГАН
МАГАЗИН
ЖИВОТНОЕ
СРЕДА
СВАДЬБА
ШАЙКА
ТЕАТР
ГУБЫ
КИТ
ПЕРЕДАЧА
ПРОТЕЗ
КРОКОДИЛ
ЗВУК
МЕЧ
ПОЛОВИНА
КОГТИ
СТОЛ
ФОРМУЛА
СБОРНИК
ШПАРГАЛКА
РУБАШКА
ПОДГОТОВКА
ОРБИТА
СКАЗКА
ИНФОРМАЦИЯ
ЧЕЛНОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
КОЛЕБАНИЕ
ИМПУЛЬС
ТАНЕЦ
ОХОТА
ОПТИМИЗМ
КУРС
ВОЗВРАТ
РУКА
ВЕРБЛЮД
ПЛОД
КОМБИНАЦИЯ
БАШМАК
КОМАР
МОЛНИЯ
ЗМЕЯ
ПИЛА
СТРУЖКА
РЕШЁТКА
ПАРА
КАНАЛ
ПРИРОДА
Метод гиперболизации.
Из самого названия явствует, что при помощи этого метода всё или преувеличивается, или приуменьшается. Например: В празднике участвуют сто маленьких коней, ростом с домашнюю собачку. И на каждом коне сидит маленький богатырь в полном облачении – здесь и настоящая, только очень маленькая кольчуга, и миниатюрный меч, и щит. И т.д.
Или в центре праздничного пространства лежит, покачиваясь с боку на бок, огромный четырёхметровый колобок, который глотает, то медведя, то зайца, то волка, то лису…
Существует ещё энное количество различных методов, с которыми вы, дорогие друзья, с успехом можете познакомиться в книге Г.Буша «Методические основы научного управления изобретательством» или в книге А.Альтшулера «Творчество как точная наука» и во многих - многих других работах, посвящённых эвристическим методикам.