Формирование лексических и грамматических обобщений 3 страница
Только в грамматически правильно оформленном предложении может быть передана законченная мысль. Первые представления об изменениях окончаний слов (детям третьего года жизни их не дают) дети получают в связи с знакомством со словосочетаниями обиходных слов — существительных женского рода с глаголами покажи, возьми, дай. Выполняя поручения, дети повседневно и многократно имеют дело с такого рода словосочетаниями. Когда у них накопится некоторый запас существительных (40—50), проводится специальное занятие по обобщению данной грамматической формы. Занятия проводятся в форме игры по следующей схеме:
1 В качестве картинок удачно репродукции почтовых открыток. |
1. Подбирается ряд обиходных предметов, обозна
чаемых существительными женского рода. (Работу
начинают с существительных женского рода, так как
в винительном падеже их окончания отличаются от окон
чаний в именительном). В ответ на вопрос что это? дети
называют каждый из предметов. Ответы можно выписы
вать столбиком на доске. Можно располагать в набор
ном полотне таблички с соответствующими названиями.
2. Организуются игры, во время которых дети обра
щаются к педагогу и друг к другу с различными просьба
ми: Покажи. Возьми. Дай. Эти просьбы сочетаются
с названиями предметов. Если дети допускают ошибку,
их тут же исправляют без каких-либо пояснений.
3. Затем педагог наглядно сопоставляет пары слов
(см. табл.). Педагог спрашивает: Почему «куклу»?
(т. е. почему меняется окончание в слове кукла]. Дети
подводятся к обобщению, что изменение окончания свя
зано с тем, что слово кукла стоит в сочетании с другими
словами: дай, возьми, положи. Разумеется, что отвечать
словами дети еще не должны. В будущем они скажут,
-что в слове куклу окончание -<С, потому что слово .
кукла стоит в сочетании со словом дай. На первых порах
-будет достаточно, если они в качестве пояснения укажут
:на слово дай, с которым сочетается существительное.
В группе вывешивается таблица для справок.
Что ? Кукла Чашка Ложка Лента Кофта Бумаг а Глина |
Дай, возьми, п о л о ж и
Куклу
Чашку
Ложку
Ленту
Кофту
Бумагу
Глину
Если после этого у детей появятся ошибки типа дай карандашу, дай яблоку, то им следует указать на то, что они допустили ошибку, так как эти слова в именительном падеже не оканчиваются на букву а .
После того как дети научатся без особых затруднений употреблять эти существительные женского рода в винительном падеже, переходят к занятиям, во время 182
которых дети упражняются в употреблении слое мужского и среднего рода в винительном падеже. Проводятся они по той же схеме, которая была использована при работе с существительными женского рода. Педагог все время фиксирует внимание детей на том, что у этих существительных (мужской род) нет в окончаниях (в именительном падеже) буквы а, а потому их форма не изменяется при сочетании их со словами дай, возьми, положи.
Так же строятся занятия с существительными среднего рода.
Потам проводится обычная работа по закреплению одного из первых и сложных грамматических обобщений в процессе игр и выполнения поручения. Если ребенок ошибается, теперь следует, исправляя ошибку, привлечь на помощь правило, обратив внимание ребенка на таблицу, где должны быть тщательно подобраны типичные примеры для справок.
На этом же году обучения дети должны усвоить и родовые изменения глаголов. Программа предусматривает умение наменять окончания у пяти глаголов. В ответ на вопросы что ты делал? и что ты делала? дети должны давать правильные ответы: гулял(а), рисовал(а), лвпил(а), играл(а), спал(а). В игре «Угадай: что делали?» дети закрепляют употребление этой формы глагола.
Затем проводится специальное занятие для закрепления навыка. Организуется оно следующим образом. На доске выписывают имена девочек и мальчиков группы, к именам подбирают соответствующие глаголы. И при ошибке и при правильном ответе педагог, стремясь закрепить у ребенка сознательный навык, должен спросить: Почему «играл»? (окончание, как всегда, подчеркивается, выделяется). Дети должны уметь ответить или показать: Вова (мальчик); играла (Ира — девочка).
Следующее программное требование — умение отличать восемь обиходных глаголов изъявительного наклонения в форме третьего лица настоящего времени единственного числа от соответствующих глаголов в форме повелительного наклонения. Эта работа ведется в форме составления подписей к фотографиям и картинкам 1.
используются художественные
На этом же году обучения дети должны практически различать, в каком числе стоят глаголы повелительного наклонения: встань, иди, беги, сядь, покажи, возьми, положи, дай, рисуй, лепи, играй, ешь. Глаголы пишутся с двух сторон таблички (в единственном и множественном числе). Если обращаются к одному ребенку, окончание глагола закрывается.
После того как дети научились различать таблички-поручения с перечисленными глаголами, проводятся nepiBbie упражнения, подводящие детей к обобщениям, связанным с различением глаголов .в единственном и множественном числе. Первые упражнения выполняются во время подготовки к занятиям (Сядьте! — Сядь ты!; Встаньте! — Встань ты!). Уже в этот момент обращается внимание детей на окончания глаголов как на смыслоразличительный признак.
Затем детям даются поручения, в которых с глаголом сочетается имя ребенка: Миша, беги! Вова, беги! Миша и Вова, бегите! (упражнения проводятся с шарами, флажками и т. п.).
При выполнении поручений внимание детей обязательно привлекается к окончанию глаголов. Вначале усвоение этих поручений идет медленно; упражнения и1 игры приходится повторять по нескольку раз на занятиях по развитию основных движений.
Одной из основных задач подобных занятий является воспитание у детей навыка соотнесения предъявленной таблички с выполнением действия без дополнительного сигнала со стороны педагога в форме одобрительного или имитирующего жеста.
Последнее программное требование этого года обучения — усвоение множественного числа десяти наиболее обиходных существительных.
Отобрав обиходные существительные, имеющие одинаковые окончания во множественном числе, педагог проводит игру-упражнение. Последовательно предъявляя один или несколько одинаковых предметов, педагог спрашивает: Что это? В ответ дети называют предметы в единственном или множественном числе. Эти слова, написанные на табличках, подкладываются к предметам. Так, например, педагог, показывая на карандаш, спрашивает: Что это? Кто-нибудь из детей свою табличку со словом карандаш подкладывает к карандашу. Зател:
педагог показывает несколько карандашей. Дети под-кладывают к ним табличку со словом карандаши. Подбираются другие предметы {мяч, мячи), что сопровождается аналогичным вопросом и т. д. Если дети делают ошибки, их исправляют, но никаких объяснений не дают. Употреблять в этом случае для пояснения слово много нельзя, потому что имя существительное в сочетании со словом много требует употребления родительного надело во множественном числе (много карандашей), которого дети еще не знают. Поэтому надо ограничиться только упражнениями в употреблении множественного числа именительного падежа десяти наиболее обиходных существительных. В будущем году дети должны будут научиться самостоятельно образовывать форму множественного числа, но пока они должны просто запомнить десять названий в единственном и множественном числе и правильно их называть: шар - - шары, мяч - - мячи, кукла — куклы, карандаш — карандаши, чашка — чашки, рука — руки, нога — ноги, глаз — глаза, ухо — уши. Последние два слова являются исключениями, а остальные послужат основой для подведения детей к самостоятельному словоизменению.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Лексические обобщения |
Формирование обобщений, связанных с усвоением названий предметов, на этом году обучения осуществляется аналогично тому, как это было на первом году. Более подробно остановимся на вопросе об изучении темы «Свойства и качества предметов».
Приводим образец занятия по формированию представлений детей о цвете.
Занятие начинается с повторения знакомых детям названий цветов красный, зеленый и вопроса какой? В коробке, лежащей на столе, спрятаны предметы. На стуле сидит большая кукла. Организовав детей, педагог обращает их внимание на красный бант на голове у куклы. Педагог спрашивает: Что это? Дети отвечают: Бант. Затем педагог спрашивает: Какой — зеленый, красный? При этом он указывает на таблички. Дети, читая таблички, отвечают: Красный.
Педагог снимает с куклы бант и предлагает кому-нибудь из детей подложить его х табличке с соответствующим названием цвета.
Затем он просит детей закрыть глаза. В это время он завязывает на голове куклы зеленый бант. По сигналу педагога дети открывают глаза. Педагог спрашивает: Какой — красный, зеленый? Дети отвечают: Зеленый! Этот бант кто-нибудь из детей также подкладывает к соответствующей табличке. Потом педагог меняет таблички местами и предлагает детям подложить банты к соответствующим табличкам. Затем на голове у куклы появляется синий бант, который сравнивается по цвету с красным и зеленым бантами. И наконец, новый цвет определяется словом синий. Детям показывают синие шары, флаги, чашки. Вместе с педагогом они отыскивают предметы синего цвета. При этом обращаются к табличке с названием данного цвета. На этом заканчивается первая часть занятия. Дети идут играть.
После лерерыва дети упражняются, подбирая предметы к табличкам с названиями трех цветов. Затем им дается более сложное задание: подложить таблички с на; писалными на них словосочетаниями, например красный шар, зеленый бант, к соответствующим предметам. И наконец, педагог предлагает детям еще более сложлое задание: показать все красное, все зеленое среди предметов, находящихся в комнате.
Воспитательница приносит красные, синие и зеленые воздушные шары. Начинается игра. Педагог строит детей и раздает им шары. С некоторого расстояния показывает табличку, например Красный шар. Ребенок, у которого шар красного цвета", должен подбежать к педагогу. Игра повторяется три-четыре раза.
После того как новые названия усвоены, нужно отдифференцировать окончания прилагательных. Для этого проводится несложная дидактическая игра. Детям задают вопросы: Какая по цвету? Какой по цвету? Какие по цвету? Дети подбирают слова лента, шар, туфли и т. д. Общаясь с детьми четырех и пяти лет, следует обращать их внимание на необходимость согласовывать окончание вопросительного слова с окончанием прилагательного в ответе.
Знакомство с формой предмета, которое также предусмотрено программой, начинается еще в подготови-
тельный период в связи с упражнениями на развитие' влимания, памяти и сенсорных способностей. На этих занятиях дети учатся отличать круг от квадрата, треугольник от шара и т. д. На занятиях изобразительной деятельностью понятия уточняются и закрепляются. Вначале это отдельные поручения: Дай (возьми, покажи) круг (шар, квадрат). Для этого упражнения все формы сделаны из одного материала и выкрашены в один цвет.
После того как дети усвоят названия цветов, научатся обозначать величину и называть основные формы предметов (круг, треугольник, квадрат), надо проводить игры в «поручения», включая в текст поручения сразу три признака предметов: цвет, форму и величину. К концу года дети не только должлы находить соответствующие признаки в окружающих предметах, но и легко выполнять ряд сравнительно отвлеченных заданий. Приведем пример такого задания. На столе разложен набор геометрических форм: маленький зеленый круг, большой синий квадрат и т. п. Дети должны выбирать предметы в соответствии с содержанием поручений (форма, величина, цвет). Педагог включает в поручения перечисление ряда признаков, присущих тем или иным предметам. Так,, например, он говорит: Возьми маленький зеленый круг.. Возьми большой синий квадрат и т. д.
Это упражнение, развивающее восприятие и уточняющее представления детей, одновременно помогает уточнить и закрепить слова. Оно может служить и проверке: усвоения слов.
Программа второго года не предусматривает работу по уточнению понятий одинаковые, разные. Однако опыт показывает, что уже к концу второго года дети способны к первичному обобщению и, пользуясь этими словами,, успешно справляются с элементарным сравнением. Начинать формирование этих понятий рекомендуется не в общении, а на специальных занятиях. В этом случае дети их быстрее и сознательнее используют в общении. Включение этих слов в обязательный минимум продиктован главным образом их значением для развития познавательной деятельности.
При формировании элементарного представления о величине (это относится и к другим изменчивым признакам) необходимо иметь в виду, что дети должны осоз-
нать относительность признака величины, например: один стул больше другого, но меньше третьего; один дом выше другого, но ниже третьего.
Если на первом году обучения ребенок составляет правильный ответ, ориентируясь на окончание вопроса какой (-ая, -ое)?, то на втором году обучения этим нельзя ограничиться. Дети должны уметь не только правильно отвечать на вопрос какой?, но и самостоятельно правильно строить предложения, т. е. осуществлять согласование. На втором и особенно на третьем году обучения дети должны уметь согласовывать прилагательные со всеми обиходными существительными: чашка большая, мяч маленький, дом высокий и т. п., руководствуясь окончаниями 'Существительных, а не только вопросительных слов (см. раздел «Грамматические обобщения»).
На первом году обучения детям следует ставить только альтернативные вопросы. Но ставить их следует таким образом, чтобы со временем можно было отбросить вторую часть вопроса (например: Какой по величине -большой или маленький?1). Когда дети усвоят смысл вопроса, они легко идут на то, чтобы вопрос какой по цвету? заменить вопросом какого цвета? На первом-'* этапе такая не принятая в речи форма вопроса облегчает детям согласование. Необходимо избегать стереотипных вопросов, следует менять порядок их предъявления. Сосредоточенные в течение ряда занятий на одном вопросе, например какой?, дети часто в ответ на хорошо знакомые им вопросы кто? что? отвечают: Большой или Маленький. Чтобы предупредить это явление, нужно каждый новый вопрос (в данном случае какой?) чередовать с другими, уже знакомыми детям.
Теперь, составляя поручения с новыми словами, надо включить в них названия предметов, их величины и цвета. При этом составляются сразу два поручения со словами, как бы противоположными по значению, например: Принеси большой мяч. — Принеси маленький мяч. Дай маленький мяч. — Возьми большой мяч. Наряду с этим нужно давать поручения, незначительно отличающиеся друг от друга: Дай большой шар. — Дай большие шары. Возьми красный мяч. — Возьми красные мячи.
1 Так же обстоит и с вопросами, касающимися определения цвета: Какой по цвету — красный или зеленый?
Грамматические На втором году обучения больше внима-обобщения ния уделяется формированию обобщений, связанных с изменением грамматической формы слов.
Основные темы занятий на втором году обучения связаны с усвоением глагола. Еще в прошлом году дети познакомились с глаголом в повелительной форме. На втором году обучения расширяется количество глаголов, которые дети усваивают в повелительной форме. Увеличивается и число существительных, которые дети усваивают в словосочетаниях с глаголами. Появляется возможность сопоставлять ее с другими формами глагола (в изъявительном наклонении).
Нельзя утверждать, что ребенок усвоил повелительную форму глагола только на том основании, что он этой формой пользуется. Лишь тогда, когда дети научатся свободно различать обе формы глаголов и правильно их употреблять, можно говорить, что они их усвоили.
Повседневное использование определенной группы глаголов в непосредственном общении и во время специальных игр в «поручения» обеспечивает закрепление этих грамматических форм. Очень важно, чтобы поручения давались в системе. Так, например, полезно давать разные и вместе с тем сходные поручения, используя для этого различные глаголы: Покажи куклу. Возьми куклу. Покачай куклу. Каждое поручение должно быть на отдельной карточке. И так же строятся поручения, где один и тот же глагол сочетается с разными существительными: Принеси мяч (машину, чашку, шапку, лейку и т. д.).
Как только дети усвоят значение глаголов и смогут их самостоятельно проговаривать хотя бы дактильно и даже заглядывая в табличку, упражнения в выполнении поручений рекомендуется проводить в форме игры «Маленький учитель».
В программе перечислены двенадцать глаголов, с которыми дети должны познакомиться в изъявительном наклонении. Но речь идет не только о том, чтобы дети запомнили двенадцать глаголов в форме настоящего времени, как это было на первом году обучения. Теперь У детей следует сформировать элементарное грамматическое обобщение. Надо обратить их внимание на то, что форма слова меняется в зависимости от того, включено ли оно в поручение или этим словом нужно выразить выполняемое или уже выполненное действие. При этом дети
должны запомнить наиболее обиходные глаголы в разнообразных формах. Это тем более сложно, что окончания у глаголов настоящего времени из двенадцати указанных в программе разные (-епг, -ит). Кроме того, три глагола — исключения (есть, пьет, смеется).
Для успешного проведения этой сложной работы рекомендуем систему игр, упражнений и занятий на закрепление двух форм глагола.
Работа над грамматическими обобщениями может осуществляться лишь в отношении глаголов, лексическое значение которых прочно усвоено детьми. Первые упражнения в употреблении глаголов изъявительного наклонения — это составление предложений-подписей к фотографиям, на которых изображены дети данной группы, выполняющие различные действия. Эти предложения могут быть, например, такими: Оля кормит куклу. Толя везет коляску и т. д.
Далее дети составляют предложения по иллюстрациям, где разные действующие лица выполняют одни и те же действия, например: мальчик ест, бабушка ест, птичка ест и т. д.
Полученные детьми знания закрепляются в играх «Кто первый?», «Угадай: что делает?», лото. «Вертоли-на». После этого детей учат составлять подписи к картинкам и фотографиям из отдельных слов, написанных на табличках. Наконец, дети самостоятельно читают книжки-самоделки, где имеются подписи к иллюстрациям, включающие усвоенные глаголы '.
Мы рекомендуем повесить в группе таблицу, которая позволяет им справиться относительно нужной им формы глагола. Приводим образец такой справочной таблицы:
I. Поручения: Сядь! Иди! Прыгай! Беги! Стой!
Ешь! Пей! Спи! Убери! Вымой! Вытри! Играй! Рисуй!
Читай! Считай!
II. Что делает? Сидит, идет, прыгает, бежит, сто
ит, ест, пьет, спит, убирает, моет, вытирает, играет,
рисует, читает, считает2.
Обиходные глаголы повелительного наклонения дети усваивают в непосредственном общении. Трудность со-
1 Подробно об этом см. в главе VI.
2 Глаголы в повелительной форме желательно писать с воскли
цательным знаком, а при дактилировании — чертить этот знак в-
воздухе.
стоит в переводе из одной формы в другую, когда такай необходимость возникает в связи с занятиями по обучению описательно-повествовательной речи.
Проще обстоит дело с усвоением формы глагола прошедшего времени. Это обобщение дается на ограниченном числе глаголов, которые чаще всего употребляются в общении именно в этой форме: забыл, устал, упал, ударил, плакал. Дети должны знать, что глаголы эти используются по-разному в зависимости от того, идет ли речь о мальчике или девочке, об одном ребенке или о многих. В связи с этим дети дают объяснения типа Упала — потому что Ира. Устали — потому что Оля и Катя и т. д.
Обе темы тесно связаны с изучением третьей, также посвященной употреблению глаголов. Это усвоение словосочетаний с глаголами, требующими прямого дополнения. Работа начинается еще на первом году обучения. Сейчас она проводится аналогично. Таблицы с глаголами, требующими винительного падежа, пополняются новыми словами, указанными в программе. Теперь (для сознательного словоизменения) становится возможным спрашивать у детей, почему известные им слова (ложка, елка и т. д.) меняют окончание в предложениях. Ответ включает ссылку на соответствующий глагол. Для справок вывешивается таблица глаголов, требующих прямого дополнения. Важно научить детей пользоваться таблицей. Четырехлетняя девочка объясняла мальчику из своей группы, что следует сказать катай куклу, а не катай кукла. При этом она указывала в таблице на глагол катай и окончание у в слове куклу. Использование таблицы умножает опыт и ускоряет усвоение словосочетаний глаголов с существительными. Приводим образец таблицы:
Что? булку воду машину зайку |
Что?
Ешь Пей Катай Вози |
куклу мишку грушу |
( |
Дай1 Возьми Принеси Нарисуй Слепи Вырежь
Кроме того, дети должны уяснить форму настоящего времени еще нескольких глаголов, которые при общении
Окончания следует выделить цветом. По аналогии педагог сам [тавляетподобные таблицы.
С Детьми не употребляются В повелительной форме. К ним относятся глаголы плачет, смеется, разговаривает, дерется. (Для этого используются разнообразные иллюстрации с подписями.)
Последняя тема второго года обучения — работа над изменениями окончаний существительных в словосочетаниях со словами есть, нет. Разумеется, что еще до проведения специального занятия дети в обиходе уже сталкивались с такими словосочетаниями. Чтобы подвести детей к обобщению, рекомендуется несколько раз поиграть в игры «Чего нет?», «Кого нет?». Педагог отбирает несколько имен существительных одинакового рода и организует игры. Проиграв несколько раз в эту игру, дети начинают правильно пользоваться словосочетаниями есть Вова, есть Оля, но нет Вовы, нет Оли. Дети должны объяснить: Вовы, т. е. окончание ы—потому что Вовы нет; Вовы — потому что Вова есть. Во время игр используется разнообразный материал—игрушки, посуда, одежда. Сознательное усвоение детьми окончаний родительного падежа (сознательное в том смысле, что дети понимают, что изменения связаны со словом нет) пока еще сочетается с механическим запоминанием падежных окончаний без установления зависимости этого окончания от рода существительного (нет шапки, но нет шарфа). Дети должны запомнить форму родительного падежа новых слов в пределах того объема, который используется ими в играх и упражнениях. Полезно провести беседу по двум картинкам (см. рис. И), сравнивая, что есть на одной и чего нет на другой.
Рекомендуется повесить в группе полотно с основными падежными вопросами. Под каждым вопросом прикрепляются карманы, в которые опускаются все сообщаемые детям слова. Так, например, если в связи с чтением сказки дети узнали новые слова (дедушка, репа, вкусная), педагог при участии детей раскладывает эти слова в соответствующие карманы. Слово дедушка прячут в карман, над которым стоит вопрос кто?, над словом репа — что?, над словом вкусная (каша)—какая? Периодически, по мере накопления слов, проводятся игры, в процессе которых они распределяются по вопросам. С этой целью используются все те же игры на классификацию, которые рекомендуются для закрепления слов. Таким образом, каждое вновь усвоенное слово сразу по-
Рис. 11. Образец иллюстрации для составления предложений со словами есть — нет.
падает в какую-то знакомую детям группу грамматически сходных слов; в результате они постепенно подготавливаются к выполнению следующей темы: «Распределить не менее ста усвоенных слов по падежным вопросам». Это упражнение осуществляется по тому же типу, что и любая классификация. Готовые, написанные на табличках слова, дети раскладывают по рубрикам. Сначала эта работа осуществляется фронтально. Детям раздается по три-четыре таблички со словами, относящимися к разным грамматическим категориям. Двое детей подходят к таблице и ставят имеющиеся у них слова к соответствующим вопросам. Для того чтобы занятие проходило живее, активнее, ему нужно придать характер соревнования; при этом следует привлекать внимание остальных детей к тому, как выполняется задание вызванными учащимися.
Необходимо следить, чтобы это распределение слов не происходило механически. Так, например, после отнесения слова ворона к вопросу кто? ребенка следует спросить: Ты видел ворону? Какая ворона по цвету? Ворона большая? Где ты видел ворону? Кто больше — ворона или воробей? и т. д.
Б. Д. Корсунская 193
Разумеется, не обязательно задавать именно эти вопросы; важен принцип: учить детей оперировать словом-образом, а не отвлеченными словами, быть уверенным в том, что за каждым словом у них имеется реальный чувственный образ.
После того как дети научатся легко выполнять упражнения на фронтальных занятиях, можно придать заданиям более индивидуальный характер.
Педагог раздает детям конверты, в которых содержатся таблички, где вопросы написаны красным цветом; черным карандашом написаны слова, относящиеся к разным грамматическим категориям. В каждом конверте по 10—15 слов. Слова в каждом конверте разные. Дети раскладывают эти слова по вопросам. Затем устраивается взаимный контроль: дети проверяют, как распределены слова у товарищей; педагог осуществляет общую проверку. После этого дети меняются конвертами. Одни и те же конверты могут быть использованы на многих занятиях, что практически обеспечивает соотнесение многих слов с вопросами.
'И ГОД ОБУЧЕНИЯ
Лексические обобщения |
'К теме «Люди, окружающие детей» снова возвращаются на третьем году обучения. На этот раз работа по теме связана с изучением труда окружающих ребенка людей: педагога, воспитательницы, няни, родителей. В группе вывешиваются фотографии с подписями: Тетя Валя—учительница. Тетя Люда — воспитательница. Тетя Ира — няня. Большое значение для успешного проведения этих занятий имеет подготовка, которая осуществляется педагогом ежедневно перед началом занятия в течение двух-трех месяцев. Подготовка идет в форме диалога и носит примерно такой характер:
Что мы будем делать? — спрашивает педагог, при этом он учит детей отвечать. Дети отвечают: Мы будем учиться. Педагог: Кто будет учить? Дети: Вы. Педагог: Верно. И далее в зависимости от содержания занятия педагог продолжает: Сегодня я буду учить вас читать (говорить, рассказывать, выполнять поручения) и т. д. Кроме того, периодически должны происходить перекрестные опросы детей сурдопедагогом и воспитателем. 194
Приведем пример.
Сурдопедагог. Что вы вчера вечером делали? Дети. Рисовали (лепили, клеили, убирали). Сурдопедагог. Кто учил вас рисовать? Дети. Тетя Люда.
Воспитатель. Что вы делали утром? Дети. Учились. Воспитатель. Кто вас учил? Дети. Тетя Валя.
Воспитатель. Чему учила тетя Валя? Дети. Читать (считать, говорить). При работе над словами, обозначающими родовые понятия (следующая тема), нужно помочь детям выделить общие признаки .предметов, т. е. то, что позволяет их объединить в одну группу, например: можно надевать... (одежда); можно ездить... (транспорт). И при классификации предметов рекомендуется, где возможно, каждый раз спрашивать детей: Почему ты думаешь, что это одежда? (посуда, игрушки и т. д.). Ответ должен быть таким: Потому что можно надевать (играть, ездить и т. д.).
Там, где такое объяснение невозможно, вопрос подобного рода ставить не надо; следует ограничиться лишь вопросом что это? и перечислением соответствующих частных понятий, объединенных обобщающим словом, например: фрукты, овощи, ягоды. С другой стороны, необходимо учить детей находить в предметах такие признаки, благодаря которым они называются по-разному. Так, например, кукла — игрушка и мяч — игрушка, но предметы эти различные и поэтому называются по-разному. Дети это легко усваивают, если давать пояснения на примерах: Ты—мальчик, но ты — Вова. Он — тоже мальчик, но он — Толя.