Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
– воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
– анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
– составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
– различать особенности диалогической и монологической речи;
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Связь УУД с содержанием учебных предметов.
Познавательные универсальные учебные действия.
· Содержание учебников УМК «Школа XXI века» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических).
· Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность.
· Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.
· Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.
· Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умений выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.
· Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации и сериации.
· Типичными заданиями для 1 класса являются задания: сравни и сделай вывод, объедини в группы, как ты думаешь и т.д.
· Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Представление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности выхода детей в собственную деятельность.
· Предмет «Русский язык» (Иванов С.И. и дрг., УМК «Школа XXI века»), наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
· Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах для успешного решения коммуникативных задач».
· Также на уроках русского языка в процессе освоения системы и правил у учеников формируется познавательные универсальные учебные действия.