Учебная деловая игра на уроках

Основные цели игры:

  • выявление уровня подготовки учащихся по определенной теме информатики;
  • выявление уровней умений и навыков применения тех или иных теоретических знаний к решению практических задач по алгоритмизации и программированию;
  • выявления уровней умений решения типичных задач по теме с использованием базовых алгоритмов;
  • формирование устной и письменной речи (умение кратко и четко изложить свои знания по теме в условиях дефицита времени);
  • умение правильно пользоваться основными элементами устной речи (вопрос, ответ, возражение, диалог, выступление, дискуссия и др.);
  • развитие способностей к сотрудничеству при решении учебных проблем;
  • обучение контролю, самоконтролю саморегулированию своей деятельности.

Ход игры

1. Подготовительный этап. Коллектив учащихся разбивается на три группы. В соответствии с целями игры распределяются роли, учащиеся знакомятся с правилами игры, правами и обязанностями участников игры.

2. Второй этап. Обсуждение конкретной темы игры.Формирование теоретического «поля»: на доску сжато выписываются основные команды, понятия, базовые алгоритмы, которыми все участники игры могут пользоваться в процессе выполнения заданий. Запись производится под диктовку участников игры (создается справочный материал)

3. Третий этап. Выполнение заданий.Каждая группа получает задание в конверте, знакомится с содержанием. Начинается групповая работа.

4. Четвертый этап. Взаимное рецензирование. Обмен образцами решений заданий и заполнение бланков обратной связи. Схема работы в учебной деловой игре представлена на рисунке 1.

5. Пятый этап. Защита проектов решений. Запись на доске.

6. Шестой этап. Подведение итогов.Сравнение качества выполнения заданий, определение победителей.

При подготовке деловой учебной игры учителю следует иметь в виду, что задания для проведения игры подбираются в зависимости от целей повторения и обобщения материала.

Наиболее трудным моментом является организация работ внутри групп. Часто задания выполняют наиболее сильные учащиеся, а слабые не работают или переписывают готовое задание. И лишь пи условии определения каждым участником своей роли (организатор, докладчик, помощник докладчика, критик, исполнитель и т.д.) в сочетании с оценкой их деятельности техническими экспертами, происходит активизация деятельности в группе: у каждого своя работа, за которую он несет ответственность, от активной деятельности каждого зависит общая оценка деятельности группы.

Таким образом, в деловой игре присутствует особый игровой контекст, разворачивающийся в соответствии с сюжетом, определенными игровыми правилами и предусматривающий ролевое взаимодействие участников. В игре присутствуют цели – игровые и учебные. В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых знаний, умений и навыков по выбранной тематике. Учебная игра помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

Заключение

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Следует учитывать тот факт, что игровой намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры

Список использованной литературы:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 1991.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. Изд. второе, доп., и перераб. – М. : Логос, 2008.

3. Занько, С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М. : « Логос», 1992, ч. 1.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы учебное пособие, Питер 2008.

5. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995.

6. Лудина, Г.Б. Учебные деловые игры как активный метод обучения математики. МПГУ, 2000 г.

7. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М. : Профиздат, 1991.

8. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. –М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Наши рекомендации