Деловая игра «ЭКСПЕРТИЗА»

Цель игры: Формирование умений анализировать теоретический материал, в частности принципы воспитания и соотносить их с практической педагогической деятельностью, представленной в различных источниках.

Для проведения игры группа разбивается на подгруппы соответственно выбранным ролям: эксперты и арбитры. Для помощи играющим предоставляется банк данных. Каждая группа получает инструкции и сопутствующие документы. В качестве таковых могут выступать материалы, подобранные студентами самостоятельно. Это – различные учебники по педагогике, и педагогические задачи на тему, и опыт практики, которую проходили студенты, или практические материалы учителей по использованию принципов воспитания в своей воспитательной деятельности из периодической литературы. Все материалы и задания по игру раздаются студентам заранее.

Инструкция группе экспертов.

Представьте, Что вы группа экспертов, приглашенных для разработки принципов воспитания в современной педагогической теории и практике. Ваши действия:

1. Выберите наиболее актуальный, на ваш взгляд, принцип воспитания.

2. Проанализируйте возможности этого принципа в современной педагогической теории и практике по предложенной ниже схеме. ( Каждый участник группы выполняет один элемент анализа): Характер отражения данного принципа в психолого-педагогической литературе.(Полезно сверить разные учебники); Реализация данного принципа с учетом особенностей младшего школьного возраста; Трудности, встречаемые в реализации данного принципа. (Обопритесь на подготовленные материалы и собственный опыт); Пути преодоления трудностей; Реализация предложенного принципа в различных видах деятельности. (Воспользуйтесь Банком данных).

3. Составьте рекомендации по реализации выбранного вами принципа в практике воспитательной работы по следующей схеме: название принципа – актуальность его выбора, – с какими закономерностями воспитательного процесса связан предложенный вами принцип – его использование в различных видах деятельности – рекомендации учителю по использованию данного принципа. (Пользуйтесь Банком данных).

4. Выберите одного выступающего, выражающего общее совокупное мнение группы. Старайтесь, чтобы выступление было аргументировано и не превышало 15 минут.

5. Помогайте выступающим. Внимательно слушайте выступления других групп.

6. Принимайте активное участие в дискуссии.

Инструкция арбитрам

1. Прослушайте выступление представителей группы экспертов.

2. Оцените выступление по следующим параметрам:

- проведен анализ принципа полный, объективный, использованы разные источники, дана характеристика выбранного принципа с учетом его представления в различных учебниках – 5 баллов;

- учтены все особенности младшего школьного возраста - 3 балла;

- выявлены реальные трудности использования принципа- 5 баллов;

- выбраны соответствующие пути преодоления трудностей – 5 баллов

- использовано максимальное количество видов деятельности, в которых можно было реализовать этот принцип. Подробно указан мотив выбора видов деятельности- выдержан положенный лимит времени (15 минут). - 4 балла.

3. Прибавьте или отнимите дополнительные баллы: умение вести дискуссию - 1 балл;активность группы - 1 балл;заинтересованность группы - 1 балл.

4. От группы арбитров выступает один человек с аргументированной оценкой выступления представителя группы и участия в игре всей группы.

Банк данных

1. Принципы и закономерности воспитательного процесса можно взять из учебников педагогики, данных в списках литературы.

2. Виды деятельности (И.П.Подласый): игра – учение – труд.

По степени участия: активная и пассивная

Особый вид деятельности – общение.

3. Составляя рекомендации учителю по использованию принципов воспитания, используйте, подобранные вами заранее практические материалы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие критерии выделения структуры воспитательного процесса вы знаете?

2. Докажите, что воспитательный процесс является интегратором педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

3. Для чего, на ваш взгляд, необходимо взаимодействие воспитателей и воспитанников?

4. Почему закономерности являются «устойчивыми тенденциями процесса воспитания»?

5. Некоторые педагоги принципы «культуросообразности» и «природосообразности» называют закономерностями. Может быть они ошибаются? Свой ответ обоснуйте.

6. С чем связано понимание принципов как идей, определяющих всю воспитательную деятельность учителя?

7. Какие основные принципы воспитания вы знаете?

8. В чем вы видите взаимодействие закономерностей и принципов воспитания?

9. Как вы думаете, относятся общие закономерности воспитания к обучению?

Тема 6. Содержание воспитания

Традиционный подход к содержанию воспитания, выраженный в направлениях: умственное , нравственное , трудовое, эстетическое, физическое , слитых в единое целое. Современная идеология воспитания. Ценностный подход к воспитанию. Определение ценностей и их классификация. Подготовка ребенка к основным «взрослым» ролям: гражданина, семьянина и труженика. Система ценностей младшего школьника и ее место в общечеловеческой системе ценностей.

Рекомендуемая литература

Основная

Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебник для вузов.- СПб., 2000.

Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб., 1999.

Подласый И.П. Педагогика.- М., 2004

Педагогика: Учебник для студентов педвузов и пед. кол./Под ред. П.И. Пидкасистого -.М.,2003

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Киев, 1975.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.

Дополнительная

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990.

Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу//Человек и его ценности. – М., 1988.

Фромм Э. Искусство любить. – СПб., 2001

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2002.

Наши рекомендации