Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

o знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

o исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

o обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.

o для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.


Обработка материала

При обработке полученного материала автор должен:

o систематизировать его по разделам;

o выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

o определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

o уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

o сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

o окончательно уточнить структуру реферата.


Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

· следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

· писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);

· соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана:

- реферат печатается на стандартном листе бумаги формата а4. левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. шрифт times new roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

- каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

- страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию.

- первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

- номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

- название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. точка в конце названия не ставится. название не подчеркивается.

- фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

- в работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

- следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. такие числительные пишутся словами.

- важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. при их оформлении следует придерживаться следующих правил:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

- при цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. например: [15, с. 237-239]. возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.

Доклад, подготовленный студентом, по содержанию практически ничем не отличается от реферата и является зачетной работой студента.

Контрольная работа

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня знаний студента, его самостоятельности и активности в учебном процессе. Различают контрольные работы: аудиторные и домашние; текущие и экзаменационные; графические и практические.

Цель контрольной работы - углубить, систематизировать и закрепить знания студен­тов, проверить усвоение ими важнейших разделов изучаемого предмета, а также умение само­стоятельно работать над учебным материалом и применять теоретические знания при решении практических задач.

Отличительной чертой контрольной работы является то, что она выполняется письменно и содержит большую объективность по сравнению с устным ответом.

Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета, а также от уровня общего развития студентов. Система заданий письменных контрольных работ должна дать возможность студенту не только выявить знания по определенной теме (разделу), но и его понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения.

Наши рекомендации