Методические рекомендации к урокам. I четверть. Предметную модель разрядного состава двузначного числа
Предметную модель разрядного состава двузначного числа
(1дес. 5ед. и 1дес. 6ед.; 1дес. 4 ед. и т.д.) и устно находят зна-
Чения выражений в каждой паре.
В задании 72 а), пользуясь числовым лучом, учащиеся
записывают выражения из трёх слагаемых (7_3_2) и само-
Стоятельно находят их значения.
Запись в тетрадях:
7 _ 3 _ 2 _ 12
9 _ 1 _ 3 _ 13
6 _ 4 _ 1 _ 11
8 _ 2 _ 3 _ 13
3 _ 7 _ 2 _ 12
Задание 72 б) выполняется устно. Ученики читают ра-
Венство, которым они могут воспользоваться при вычислении
Значения каждого выражения. Например, для вычисления
Значения выражения 6_5 можно воспользоваться равенс-
Твом 6_4_1_11, т. к. число 5 можно заменить суммой 4_1.
При вычислении значений выражений школьники могут
Также воспользоваться переместительным свойством сло-
Жения. Например, 9_4_13, 4_9_13. Если дети не укажут
На возможность использования переместительного свойства
Сложения, педагог предлагает им прочитать выражения, в
Которых слагаемые переставлены.
Рекомендуем включить в урок № 55, 56 (1) ТПО № 1.
После чтения задания № 55 ТПО №1 ученики коммен-
тируют верхний левый рисунок. (В треугольнике 7 кругов.
До 1 десятка нужно добавить 3 круга. Всего на рисунке 1 де-
сяток кругов и ещё 2 круга.) На следующих картинках уче-
Ники самостоятельно обводят линией то количество кругов,
Которыми нужно дополнить модель 1 десятка. Затем прибав-
Ляют к 1 десятку оставшиеся круги и в соответствии с выпол-
ненным действием заполняют «окошки».
В № 56 (1) ученики самостоятельно вписывают числа в
«окошки», затем обосновывают свои действия. Например:
7_5_7_3_…. В «окошко» нужно записать число 2, так как
Это 3 и 2. При обсуждении самостоятельной работы можно
Вычислить значения выражений 7_5, 6_5, 8_4, 7_7, ком-
Ментируя способ действия.
Методические рекомендации к урокам. I четверть
На дом: задание 73 (найти значения первых выражений
В каждой паре), № 56 (2) ТПО № 1.
УРОК 19. (Задания 74–79)
Цель. Создать дидактические условия для непроизволь-
Ного запоминания числа 11.
В качестве средств создания дидактических условий исполь-
Зуются числовой луч, модели десятков и единиц, перевод вер-
Бальной модели в предметную, предметной в символическую.
При проверке домашнего задания 73 учащиеся коммен-
Тируют способ вычисления результата, используя второе
выражение в каждой паре. Например, 8_6: второе слага-
Емое 6 можно представить в виде суммы 2_4. Прибавим
К числу 8 сначала 2, получим 10, затем прибавим 4, полу-
Чим 1дес. 4 ед. Это число 14. Аналогично комментируется
№ 56 (2) ТПО № 1.
Задание 74 обсуждается фронтально. Если ответ на воп-
Рос вызовет у детей затруднение, советуем предложить им
Записать выражение, соответствующее каждому рисунку.
(10 _ 1, 9 _ 1 _ 1, 8 _ 2 _ 1, 7 _ 3 _ 1, 6 _ 4 _ 1.) Это помо-
Жет детям назвать признаки сходства и различия рисунков.
На каждом 11 кругов. Различие в количестве кругов вне тре-
Угольника и в треугольнике. На рисунке 2 до десятка нуж-
Но добавить 1 круг, на рисунке 3 _ два круга и т. д.
Работая с заданием 75, ученики выполняют самостоятель-
но в тетрадях рисунок, затем записывают равенство 8 _ 3 _ 11.
Выполняя задание 76, второклассники самостоятельно
Записывают в тетрадях равенство 9 _ 2 _ 11.
Анализируя рисунки в задании 78 учащиеся записыва-
ют в тетрадях выражения: 8 _ 2 _ 1, 7 _ 3 _ 1, 6 _ 4 _ 1,
Вопрос б) обсуждается фронтально.
(Во всех выражениях сумма первого и второго слагаемых
Равна 10, а сумма трех слагаемых равна числу 11.)
Выполняя пункт в), ученики записывают второй столбец
Выражений в тетрадях и находят их значения (8 _ 3 _ 11,
7 _ 4 _ 11, 6 _ 5 _ 11, 9 _ 2 _ 11, 10 _ 1 _ 11).
Задание 79 обсуждается фронтально. (АК обозначает дли-
Ну красной ленты, МО тоже обозначает длину красной лен-
ты, ОЕ обозначает 15 см, МЕ – длину синей ленты.)
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Рекомендуем включить в урок № 58, 59, 60 ТПО № 1. Дети
Выполняют их самостоятельно. Затем обмениваются тетра-
Дями и проверяют работу друг у друга.
На дом: задание 77; № 57, 61, 62 ТПО № 1.
УРОК 20. (Задания 80_87)
Цель. Дать установку на запоминание числа 11 и рассмот-
Реть соответствующие случаи вычитания. Обобщить зна-
Ния учащихся о взаимосвязи компонентов и результата
сложения в виде правила: «Если из значения суммы вы-
честь одно слагаемое, то получим другое слагаемое».