Социально опасные подростки: программы и социальные службы
Тесная взаимосвязь программ и мероприятий, проводимых в штатах и общинах, характеризуется широким спектром предложений по оказанию социальной помощи «трудным» подросткам и несовершеннолетним из групп риска. К этой категории молодых людей в первую очередь относят тех, в среде которых высока вероятность совершения противоправных действий.
Учреждения по социальному обслуживанию детей и подростков участвуют в реализации целого ряда программ. Одни из них инициированы правительствами штатов или общинами, другие выполняются частными организациями с разрешения штатов. Частными организациями могут быть как промышленные предприятия, так и религиозные, благотворительные организации.
Деятельность в рамках национального движения за возвращение детей в родную общину – вместо размещения в далеко расположенных местностях – многие штаты начали с сокращения числа детей, содержащихся в больших государственных учреждениях (интернатах) . Финансируемые штатами программы способствуют созданию небольших открытых исправительных учреждений и служб, которые позволяют детям остаться вблизи их семей.
Такими программами охвачено множество интернатов различного типа: от открытых интернатов с постоянно проживающим в них персоналом до временных пристанищ, где могут быть удовлетворены основные потребности в жилье и питании, где бежавшие из дома дети могут получить информацию о различных социальных службах. Наряду с интернатами, детям и их родителям предлагается целый ряд других услуг: круглосуточно работающая служба по оказанию экстренной помощи, консультационные учреждения для семей и от дельных лиц, «групповая терапия», службы по трудоустройству и др.
Основные усилия направлены на то, чтобы выхватить несовершеннолетнего из формальной системы судов по делам о несовершеннолетних и передать заботу о нем местным организациям, не относящимся к системе правосудия; вывести несовершеннолетних за рамки закрытых интернатов, колоний или тюрем, предложив целый ряд программ, призванных помочь отдельным лицам или семьям в чрезвычайных обстоятельствах, оказать содействие в организации досуга, в учебно-воспитательной работе, в трудоустройстве.
Такие программы предусматривают участие несовершеннолетнего в определенных акциях и мероприятиях. При этом речь идет о трех типах программ:
– базовые программы полиции;
– базовые программы судов по делам о несовершеннолетних;
– базовые программы школ.
Именно от полиции во многом зависит, передавать ли документы в суды по делам о несовершеннолетних. Большинство программ полиции ориентируется на отклонения от норм в поведении и реализуется собственно полицией или во взаимодействии ее с другими организациями. Так, зачастую именно полицейские спортивные клубы содействуют укреплению отношений в семье, привлекают несовершеннолетних к полезным делам. Если же станет очевидным, что восстановление определенной стабильности в семейных отношениях вновь возможно, что эта стабильность может послужить прочной основой для изменения поведения подростка, то он может снова вернуться к родителям.
Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних сориентированы на реабилитацию несовершеннолетних и сосредоточены на круге лиц, которые были направлены в суд по делам о несовершеннолетних вследствие совершения ими правонарушений.
Школьные программы подразделяются на две группы: для общеобразовательных школ и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков. В обоих случаях школа берет на себя ответственность за оказание помощи подросткам, направленным правоохранительными органами или органами социального обеспечения.
В 1967 году были созданы бюро социальных услуг молодежи, которые выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения подростков в орбиту деятельности судов по делам о несовершеннолетних. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и неосужденным подросткам. Их деятельность необходима в общине с точки зрения многообразия оказываемых несовершеннолетним услуг, а также для создания служб, нехватка которых ощущается наиболее остро. Бюро социальных услуг молодежи содействуют тому, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мелких правонарушений, могут изначально избежать некомпетентного ведения дела, зачастую нечеловеческих условий содержания и передачи их дел в суд без оказания помощи общиной.
По организационной структуре бюро социальных услуг молодежи очень различны, большинство из них не предлагают собственных услуг, а выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она удовлетворяла потребностям несовершеннолетних. Есть и такие бюро, как, например, в Калифорнии, приоритетным направлением деятельности которых является не посредничество, а предложение социальных услуг: консультационная помощь семьям и отдельным лицам, медицинская помощь, обеспечение занятости, организация отдыха, представление интересов подростков в других организациях и учреждениях. Прием несовершеннолетних производится при определенных условиях: подросток не должен быть условно осужденным, речь может идти о незначительном и первом известном правонарушении, подросток должен постоянно проживать в местности, на территории которой реализуется данный проект.
С лишением свободы и отбытием наказания связаны две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные заведения. Закрытые места лишения свободы – это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления, находящихся в предварительном заключении на время проверки фактических обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения – это государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу передвижения несовершеннолетних, направленных по решению суда или осужденных за совершение наказуемого деяния.
К воспитательным учреждениям относятся как открытые приюты и общежития, так и закрытые заведения. Существует 4 типа воспитательных заведений для несовершеннолетних:
– школы по перевоспитанию;
– молодежные лагеря и ранчо;
– закрытые приюты и детские дома;
– центры круглосуточного надзора.
Факторами, учитываемыми при анализе отклоняющегося от нормы или криминального поведения, являются уклонение от школьных занятий или работы, употребление алкоголя или наркотических веществ, негативное влияние круга друзей и ровесников, семейные обстоятельства. В проектах, ориентированных на работу в общине, предлагаются необходимые для анализа и учета этих факторов возможности, а также обязательные для реализации индивидуального подхода оборудование и среда. В целом ряде случаев направлению в соответствующее учреждение или прикреплению к определенной программе предшествует психиатрическое обследование в специализированном диагностическом учреждении для несовершеннолетних.
К социально опасным несовершеннолетним относят бежавших из дома и ставших не по своей вине бездомными детей и подростков. Беглецам и бездомным детям социальные службы предлагают следующие услуги:
– предоставление мест в приютах и общежитиях;
– индивидуальные или групповые консультации;
– беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью;
– обеспечение местом в воспитательном учреждении, если это представляется целесообразным;
– оказание консультационной и иной помощи семьям, вновь объединившимся с детьми, с целью их укрепления и недопущения нового разрыва.
Центры и приюты для беглецов предлагают одновременно соответствующие услуги для следующих категорий лиц: заброшенные дети; дети, занимающиеся проституцией; жертвы половых насильственных преступлений; наркоманы, преступники и рецидивисты.
Центр для беглецов и бездомных является небольшим учреждением, предлагающим исключительно приют, консультации и неотложную помощь в кризисных ситуациях юным беглецам, бездомным и их родителям. Центр располагается чаще всего в каком-либо приюте или бюро и взаимодействует с рядом добровольных попечительных заведений, каждое из которых может принять от 6 до 14 несовершеннолетних на срок от одного дня до двух недель. Число подростков, в течение месяца принимаемых одним таким центром, колеблется между 40 и 180. Ядро услуг составляет обеспечение жильем, питанием и консультациями.
Члены подростковых и молодежных банд пополняют число социально опасных подростков. Основным отличительным признаком феномена подростковых и молодежных банд является социально-психологическое участие многих, чаще всего лиц одного возраста, в подготовке и совершении противоправных действий. Подростковая банда является саморегулирующимся формированием подростков одного возраста, которое чаще всего можно встретить в районах, называемых «кольцом бедности» города. Эксперты и соответствующие органы, анализируя феномен подростковых банд, различают группы подростков, совершающие преступные действия, и собственно подростковые банды. Их криминальный репертуар содержит все: от мелких краж до изнасилований и убийств с целью ограбления.
Многочисленные программы по работе с бандами охватывают широкий спектр мероприятий: отличной инициативы до так называемых программ по вмешательству в деятельность подростковых банд с использованием подразделений специального назначения.
Алкоголизм и наркомания – актуальная социальная проблема. При ее решении особую роль играет Институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками. Психиатрические службы, профилактории, «телефоны доверия» – вот некоторые из основных социальных услуг в этой области.
Высокий уровень безработицы, особенно среди национальных меньшинств (негры и выходцы из Латинской Америки), влекущий за собой целый ряд последствий, является серьезной проблемой для большей части молодежи Америки. Безработица особенно опасна для бедных семей, для лиц, получающих социальную помощь, для неграмотных бездомных, беглецов и матерей-одиночек, поскольку она отбирает у них последний шанс нормального существования в обществе.
Большое количество программ в области профессионального обучения, программ по профилактике преступности несовершеннолетних, программ по возвращению несовершеннолетних матерей в школу (для получения аттестата зрелости), консультационных программ частных агентств по трудоустройству несовершеннолетних, а также правительственных программ по проведению летних работ направлено на избавление от безработицы или, по крайней мере, на снижение ее уровня.