Доказана на теоретическом и практическом уровнях.
ЗАЩИТНАЯ РЕЧЬ.
№ 1- [Слайд с изображением темы исследования]
УважаемыЕ КОЛЛЕГИ!
«В игре детей есть часто смысл глубокий»,- сказал поэт.
Разрешите представить Вашему вниманию реферат на тему:
Игра как средство развивающего обучения младших школьников
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Применение игры в учебном процессе начало осмысливаться очень давно, а с появлением научной педагогики (Я-А Коменский) игра стала равноправным учебным средством.
Слайд № 2 – Ученые –исследователи.
Игре отводили особое место основоположники развивающего обучения (И-Г. Песталоцци, Ф.Фребель, Ф. Паульсен, К.Д. Ушинский).
Исследования И.П. Иванова, О.С. Газмана, С.А. Шмакова, В.А. Караковского, и др. показали, что в обучении младших школьников можно применять игру.
Игра как средство обучения рассматривалась в трудах С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина.
В свете ФГОС НОО содержание образования обогащается, но обогащается разработками о развивающем обучении
Вопросы соотношения обучения и развития стали предметом изучения в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б.
Эльконина
Слайд № 3 – МАИ
Д.Б.Эльконин писал: «Во всех классах младшие школьники эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий путем использования рисунков, ребусов, кроссвордов, загадок. Введение игрового сюжета – это создание мнимой ситуации, в которой действуют некоторые воображаемые персонажи.
Вместе с тем в педагогических и психологических работах по проблеме игры отмечается игровой дефицит в развитии ребенка, немалое количество родителей относятся к игре, как нестоящему, пустяшному делу.
Отсюда была сформулирована Проблема исследования: Может ли игра способствовать РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ?
Определив методологический аппарат исследования…(который вы видите на слайде мы выдвинули гипотезу:
Слайд № 4 – Гипотеза
Чтение гипотезы
Далее мы приступили к исследованию.
Слайд № 5 – пар1.1.
В параграфе 1.1. …Мы выяснили, что Развивающим обучением можно называть обучение, ориентированное на ЗБР ребенка.
Слайд № 6– УД-вед-деят
Ведущей деятельностью мл-школьника является деятельность УЧЕБНАЯ, именно в ней и происходит становление зоны ближайшего развития, а именно:
Думающего восприятия;
Смысловой памяти;
Абстрактного мышления
Слайд № 7 – Игра
В параграфе 1.2. был проведен теоретический анализ понятия «игра» и изучен творческий педагогический опыт. В процессе которого мы выявили, что «Существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире
- это игры ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ,
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что в ней ему кажется очень трудным и интересным.»
Слайд № 8 – Игра как форма и метод обучения
Далее мы провели изучение публикаций в журнале «Начальная школа» и выявили, что игра применяется как ФОРМА и как МЕТОД обучения.
Как ФОРМА – игра присутствует на нетрадиционных уроках, которые проводятся в виде викторин: КВН, Брейн-Ринг, «Что-Где-Когда? Игр-путешествий и т.д.
Слайд № 9 – Игра как метод обучения
На основании изучения опыта учителей, применяющих игру как МЕТОД обучения, мы выявили следующие требования к методике применения игры
В работе учителя необходим подбор игр и упражнений:
· формирующих умения: выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
· группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается учебная мотивация, т.е. внимание ребенка переводится с результата выполняемых действий на способ получения этого результата
Слайд № 10 – Опыт В.П. Резниковой
В пар 1.3. мы проанализировали опыт В.П. Резниковой, создавшей игровой конструктор учебных заданий по географии.
Проанализировав игры:
Географическое лото, Игровые звездочки, Карта сказочного мира, Аукцион и др. мы выяснили, что все они способствуют развитию интеллектуальных новообразований младших школьников:
- Думающего восприятия (Игра «Аукцион);
- Смысловой памяти ( Игровые звездочки);
- Абстрактного мышления (Карта сказочной страны)
Слайд № 11 – Гипотеза
Таким образом, гипотеза нашего исследования:… Обучение станет развивающим в том случае, если игры, применяемые на уроках, будут ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка
доказана на теоретическом и практическом уровнях.
Спасибо за внимание!