Тема 4. Декорирование керамической поверхности. Фактура. сграфитто. лощение, крашение. (6 часов)
Содержание Темы 4.
Воздействие фактуры на образ объемного объекта. Декорирование керамической поверхности ручными способами. Офактуривание с помощью отминки штампом, Офактуривание тканью. Фактура, как изобразительный прием. Офактуривание объемной формы.
Тема 5. Декорирование керамическими красителями. Техники глазурования. Составление глазурей по проекту. Многослойное глазурование. (8 часов)
Содержание Темы 5. Основные виды и техники декорирования. Ангобирование сырого изделия. Техника сграфитто по ангобу. Кистевое крытьё ангобом. Японская техника мисима. Фляндровка как прием декорирования. Виды росписи: надглазурная и подглазурная. Освоение техники подглазурной росписи. Кобальтовое и полихромное письмо. Способы нанесения подглазурной краски на сырую эмаль. Мазковое письмо, техника мазка с растяжкой, сплошное крытье.
Тема 6. От эскиза к авторскому декоративному объекту. (7 часов)
Содержание Темы 6. Проектирование керамического художественного объекта. От замысла к исполнению. Форэскиз, эскиз, проект. Работа с пробниками. Раскатывание пластов. Раскрой по выкройкам. Сборка. Офактуривание, Подготовка к обжигу. Декорирование. Глазурование. (7 часов)
Тематика и содержание самостоятельной работы слушателей:
Подготовка эскизов, зарисовок.
Формы и методы контроля знаний слушателей программы
В процессе работы слушатели, в случае необходимости, получают практические консультации преподавателя. В конце каждого занятия в группе происходит обсуждение выполненных заданий.
Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов
Рекомендуемая литература:
1.Байэсс Р. Роспись керамики. М:Арт-родник, 2010.
2.Коваленко М. Керамика. Как лепить из глины. Изд.: Коллектор, 2014.
3.Некрасова-Каратеева О.Л. Учимся лепить. Книжка-помощница. СПб., 2012
4.Рос Д. Керамика: техника, приемы, изделия. Изд.: АСТ-Пресс, 2010.
5.Скотт М. Керамика: энциклопедия. М.:Арт-родник, 2012.
Дополнительная литература:
1. Кубе А.Н. История фаянса. - Изд. «Гном и Д», М, 2000.
2. Буббико Дж. Крус Х. Керамика. – М., 2006.
3. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
4. Эткин Дж. Керамика для начинающих. М.:Арт-Родник, 2006
Форма и методы итоговой аттестации слушателей по программе, описание количественных или качественных критериев для оценки уровня сформированности компетенций (1 час).
Зачет проводится в виде выставки всех законченных творческих работ, во время которой происходит совместное обсуждение. Руководитель дает компетентную оценку проделанной работе, указывая на технические и композиционные достоинства и недостатки каждой работы. Слушатели делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Слушатель создает портфолио, куда помещает творческие разработки и фотографии работ, созданных при прохождении программы. Также в портфолио могут входить творческие работы, выполненные самостоятельно, подготовительный материал (эскизы), фотографии хода работы.
Качественными критериями являются:
- художественное своеобразие;
- раскрытие образа, темы;
- чистота языка декоративного искусства;
- сложность и ясность формообразования;
- высокое качество технического исполнения;
- высокое качество декорирования.
Приложение 2
Кадровое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Фамилия, имя, отчество, | Ученая степень, ученое звание | Основное место работы, должность | Место работы и должность по совмести-тельству (если есть) |
«Декоративная керамика»: Темы 1-6 | Гусарова Юлия Васильевна | Кандидат искусствоведения | РГПУ им. А.И.Герцена, факультет изобразительного искусства, кафедра художественного образования и декоративного искусства |