Созданные с использованием механизма наследования новые классы называются классами-наследниками или классами-потомками.

//Объявление базового класса

Class A

{

… //Члены класса A

};

//Объявление класса-наследника

Class B : public A

{

… //Собственные члены класса B

};

Новые классы наследуют только те свойства и методы, которые объявлены в разделах public и protected базовых классов. При этом свойства и методы из раздела protected доступны только базовому классу и его наследникам, тогда как свойства и методы из раздела public доступны объектам любого класса (рис. ). Исключением из этого правила являются конструкторы и деструкторы, которые не наследуются.

Созданные с использованием механизма наследования новые классы называются классами-наследниками или классами-потомками. - student2.ru

Уровни доступа к членам класса

Пример

#include <iostream.h>

#include <math.h>

class farida {

public:

// illustrasiya nasledovaniya

int a;

int b;

int vag1(int s) { a=2*s+8;return(a);}

int vag2 (int s) { b=2*s*s+4*s;return(b);}

} ;

Class aytan :public farida

{

public:

int a;

int b;

int vag3(int s) { a=2*s+8;return(a);}

int vag4 (int s) { b=2*s*s+4*s;return(b);}

} ;

aytan * z=new aytan;

aytan * w=new aytan;

farida * x =new farida;

farida * y=new farida;

main ()

{ int d,c,g,h;

c= x->vag2(1);d= x->vag1(2); ;x->a=1;g=z->vag2(x->a);cout<<g<<endl;

c=x->a; cout<<c<<endl;

if (x->a==x->b )

cout<<x->vag1(2) ;

else

cout<<y->vag2(6);

delete x;delete y;

}

В состав класса B входят собственные члены и члены класса A из разделов public и protected.

Рассмотрим другой пример наследования, в качестве базового класса возьмем класс person, характеризующий любого человека, и включим в раздел protected свойство класса name– имя человека:

class person

{

protected:

char name[20];

};

Создадим на основе класса person класс-наследник student:

class student : public person

{

char department[20]; // факультет

public:

student(char* _name, char* _department);

void message();

};

//Конструктор

student :: student(char* _name, char* _department)

{

strcpy(name, _name);

strcpy(department, _department);

}

//message – метод, сообщающий сведения об объекте

Void student::message()

{

cout << "My name is " << name << ". I study at " << department << endl;

}

Как видно, методы класса student используют как собственное свойство, так и свойство, полученное по наследству.

Создание объекта класса student и вызов его метода ничем не отличаются от того, как это делается для класса без наследования:

int main(void)

{

student N("Nick", "SS,SK,VT");

N.message();

return 0;

}

Во время выполнения такой программы на экране появляется сообщение:

My name is Nick. I study at SS, SK, VT.

Теперь рассмотрим наследование методов базового класса, включим в базовый класс конструктор, инициализирующий собственное свойство базового класса значением "Noname", и метод message, сообщающий информацию о классе:

Class person

{

protected:

char name[20];

public:

Person(); // constructor

void message();

};

Person :: person()

{

strcpy(name, "Noname");

}

Void person::message()

{

cout << "My name is " << name << endl;

}

Таким образом, в класс-наследник student теперь включены два метода message, имеющие одинаковый тип и одинаковый список параметров – один из базового класса, другой – собственный. Собственный метод доступен через имя объекта. Однако можно получить доступ к унаследованному методу, если использовать для доступа к методу указатель соответствующего типа – указатель на базовый класс:

int main(void)

{

person A;

student B("Ann", "SS,SK,VT");

A.message();

B.message();

person* pperson = &B;

pperson->message();

student* pstudent = &B;

pstudent->message();

return 0;

}

На экране увидим сообщения:

Noname Сообщение об= объекте A

Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется

собственный метод message)

Ann Сообщение об объекте B (используется

метод message, полученный по наследству)

Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется

собственный метод message)

В С++ можно избежать получения по наследству метода, если метод с таким же именем включен в класс-потомок, для этого используется механизм виртуальных функций.

Виртуальная функция - это функция, объявленная в базовом классе с помощью ключевого слова virtual, такая функция в классах-потомках замещается на функцию, принадлежащую производному классу и имеющую то же имя:

class person

{

protected:

char name[20];

public:

person();

virtual void message();

};

Теперь результатом выполнения программы будут следующие сообщения:

Noname Сообщение об объекте A

Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется

собственный метод message)

Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется

собственный метод message)

Ann SS,SK,VT Сообщение об объекте B (используется

собственный метод message)

С помощью виртуальных функций можно создать класс-наследник, имеющий тот же интерфейс, что и базовый класс, но обладающий своей собственной моделью поведения. Механизм виртуальных функций реализуется следующим образом: обычно обработка вызовов функций выполняется на этапе компиляции и завершается на этапе редактирования связей, когда вызов метода жестко связывается с соответствующей функцией (раннее связывание); если метод объявлен как виртуальный, выполняется так называемое позднее связывание, т. е. связывание вызова и функции во время выполнения программы.

Вопрос . Полиморфизм

Полиморфизм – это принцип ООП, позволяющий включать в состав класса несколько функций с одинаковыми именами, но выполняющих различные действия. Такие функции должны иметь различные списки параметров, они должны отличаться или количеством параметров в списках, или типами соответствующих параметров. Полиморфизм в ООП есть проявление свойства языка C++, называемого перегрузкой функций .

Пример полиморфизма – класс графических примитивов Draw. Класс может проявить себя как текст, прямоугольник или окружность. Для этого в класс включены три метода show(), различающиеся параметрами.

Компилятор, обрабатывая вызов функции, сопоставляет список фактических параметров со списками формальных параметров всех методов класса, имеющих то же имя, и выбирает ту функцию, у которой список формальных параметров совпал со списком фактических параметров при вызове функции:

#include <string.h>

#include <iostream.h>

Class Draw

{

int x1, y1, x2, y2, r;

char *message;

public:

Draw();

virtual ~Draw();

void show();

void show(int xx1, int yy1, int xx2, int yy2);

void show(int xx1, int xx2, int rr);

};

Draw::Draw() // конструктор

{

x1=x2=y2=y1=r=0;

message=new char[10];

strcpy(message, "text");

}

Draw::~Draw() // деструктор

{

delete[] message;

message=NULL;

}

Наши рекомендации